ВВС США обвинили резонанс в неудачном запуске гиперзвуковой ракеты

Разблокировка руля и резонанс стали основными причинами провального испытания американской гиперзвуковой ракеты X-51A Waverider в августе 2012 года. К такому выводу, как сообщает Flightglobal, пришли специалисты Исследовательской лаборатории ВВС США (AFRL). Обнаруженные неисправности будут устранены в новом прототипе X-51A, запуск которого намечен на первое полугодие 2013 года.

По данным ВВС США, примерно на 15 секунде полета X-51A еще до отделения разгонного ракетного блока разблокировался верхний правый руль, один из четырех, необходимых для стабилизации и управления гиперзвуковой ракетой. По словам руководителя проекта X-51A в AFRL Чарли Бринка (Charlie Brink), в полете аэродинамические силы повернули руль с нулевого угла атаки "в крайнее положение задней кромкой вниз".

В течение нескольких секунд четвертый руль (вышедший из строя) был полностью неуправляем, и контроль над ним не удалось восстановить ко времени, когда в действие были приведены остальные три руля (они начали работу за две секунды до отделения разгонной ступени). При помощи трех действующих рулей испытатели в течение 1,5 секунды пытались восстановить контроль над X-51A.

Предположительно, сервопривод четвертого руля заклинило, или он полностью вышел из строя. По данным исследователей, причиной этого стал резонанс. В полете корпус разгонной ступени начал сильно вибрировать и частота этих вибраций совпала с частотой собственных вибраций запора сервопривода руля. При этом испытатели полностью исключили возможность подачи ложного сигнала с пульта или электромагнитное воздействие.

Испытания гиперзвуковой ракеты X-51A состоялись в середине августа 2012 года и стали третьими по счету. Они оказались неудачными. Через 16 секунд полета Waverider потерял управление и, распавшись на части, упал в Тихий океан. При этом исследователи объявили, что гиперзвуковой двигатель ракеты не включился.

Предполагалось, что ракета, запущенная с борта бомбардировщика B-52 Stratofortress на высоте 15250 метров, при помощи ускорителя наберет скорость, необходимую для включения гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя, и высоту в 21300 метров. Затем X-51A должна была развить скорость в шесть чисел Маха и поддерживать ее в течение пяти минут.

На данный момент условно успешным считается только первый испытательный запуск гиперзвуковой ракеты, состоявшийся в 2010 году. Он признан успешным "на 95 процентов". Ракета сумела развить скорость в пять чисел Маха и поддерживать ее в течение трех минут, однако в ходе полета была выявлена нестабильность ракеты и перебои связи. Испытатели отдали X-51A команду на самоуничтожение.

Вторые испытания состоялись весной 2011 года и прошли неудачно. Тогда после выхода бомбардировщика на заданную высоту двигатель разгонной ступени ракеты сначала не запустился, а позже уже в полете отработанный разгонный блок не отделился от X-51A.

В общей сложности американский авиастроительный концерн Boeing собрал четыре прототипа гиперзвуковой ракеты. Ранее сообщалось, что по итогам четвертого испытания будет решаться судьба всего проекта.


Видео первого испытательного полета X-51A

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше