Астрономы сфотографировали суперюпитер в Андромеде

Астрономы напрямую сфотографировали экзопланету вокруг звезды Каппа Андромеда в одноименном созвездии. Статья ученых появится в журнале Astrophysical Journal Letters, а ее краткое изложение приводит Space.com. Препринт статьи доступен на сайте arXiv.org.

Планета располагается на расстоянии 170 световых лет от Земли и удалена от своей звезды дальше, чем Нептун от Солнца (то есть более 30 астрономических единиц). Сама же звезда Каппа Андромеды в 2,5 раза массивнее Солнца. Возраст системы составляет 20-30 миллионов лет, что, по словам ученых, указывает на типично планетарную схему формирования планеты. Сначала из диска сформировалась звезда, а потом, из его остатков, газовый гигант.

На основании происхождения ученые предлагают назвать открытое небесное тело суперюпитером. Температура объекта составляет примерно 1700 кельвинов. Масса планеты составляет 12,8 юпитерианских, что помещает ее на границу между планетами и коричневыми карликами. Коричневыми карликами называют тела, чьей массы достаточно, чтобы запустить внутри термоядерные реакции (то есть тела нельзя отнести к планетам), но недостаточно, чтобы эти реакции поддерживать (то есть карлики не являются звездами). Для работы ученые использовали телескоп Subaru.

По словам ученых, обнаружение планеты представляет интерес, поскольку проливает свет на сложный вопрос взаимоотношения между процессом формирования планетарной системы и массой самой звезды. Считается, что, чем выше масса, тем быстрее звезда избавляется от протопланетного диска посредством давления излучения и испарения. Новые результаты помогут уточнить существующие представления о формировании планет вокруг массивных светил.

В настоящее время известно 12 экзопланет (большинство тел такого рода обнаруживается косвенными методами - по колебаниям яркости звезды и периодическим изменениям в ее спектре), которые наблюдались непосредственно. Вместе с тем, нет ни одного снимка, полностью признанного ученым сообществом, на котором бы была изображена именно планета, а не коричневый карлик. До недавнего времени единственным кандидатом на звание первой сфотографированной планеты был Фомальгаут b, однако, в августе 2012 года были представлены доказательства того, что изображенный на картине объект не является планетой вокруг Фомальгаута.