Колымские бактерии оказались способны жить на Марсе

Американо-российская группа ученых обнаружила в вечной мерзлоте на берегах Колымы бактерии рода Carnobacterium, которые способны расти при температуре, давлении и концентрации кислорода, соответствующей атмосфере Марса. Работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а ее краткое содержание приводит Spiegel Online.

Бактерии были выделены из песчаных отложений на правом берегу Колымы, с глубины в 12-20 метров. Ученые промывали образцы полученного песка и высевали раствор на богатую питательными веществами среду. Колонии бактерий выращивали при 28 градусах Цельсия в нормальной атмосфере, и лишь затем подвергали испытанию марсианскими условиями.

Эксперимент длился в течение 30 дней. Из 10 тысяч выделенных штаммов в условиях нулевой температуры, низкого кислорода и общего давления в 7 миллибар (что примерно в 150 раз ниже земного), оказались способны расти только шесть. Все они были представителями рода Carnobacterium. Интересно, что один из штаммов в таких условиях рос даже лучше, чем при нормальном давлении и кислородной атмосфере.

По словам авторов, полученные результаты важны для оценки возможности существования жизни на Марсе и выборе правильных направлений в ее поиске. Марсианские условия, однако, отличаются не только давлением, температурой и низкой концентрацией кислорода, но и высоким уровнем радиации. Недавно другая группа исследователей показала, что уровень радиации на поверхности красной планеты настолько высок, что на глубине менее 10 сантиметров невозможно длительное существование органических веществ.