Астрономы выбрали самую молодую черную дыру Млечного пути

Остаток сверхновой W49B

Остаток сверхновой W49B. NASA/CXC/MIT/L.Lopez et al.

Астрономы обнаружили, что остаток сверхновой W49B может содержать самую молодую черную дыру во Млечном пути из известных на сегодняшний день. Статья ученых опубликована в журнале Astrophysical Journal, ее препринт можно найти в архиве Корнельского университета, а краткое содержание статьи приводит сайт NASA и сайт обсерватории «Чандра».

Остаток сверхновой W49B расположен в 26 тысячах световых лет от Земли. Ее диаметр составляет около 60 световых лет. W49B отличается от других преимущественно шарообразных остатков сверхновых своей бочкообразной формой. По словам ученых, такая необычна форма объясняется тем, что во время взрыва вращающейся сверхновой потоки вещества в W49B изливались с большей скоростью со стороны ее полюсов и с меньшей - со стороны экватора.

Ученые проанализировали W49B в рентгеновском диапазоне при помощи телескопа обсерватории Чандра, в радиодиапазоне при помощи обсерватории VLA (Very Large Array) и в инфракрасном диапазоне при помощи Паломарской обсерватории.

Астрофизикам не удалось обнаружить в окрестностях W49B нейтронной звезды, которая обычно остается после взрыва сверхновой. Это, по словам авторов, означает, что вместо нейтронной звезды в середине W49B находится более экзотический объект - черная дыра. Возраст W49B, каким он видится с Земли, составляет всего тысячу лет. Поэтому, если выводы авторов статьи верны, W49B может быть домом для самой молодой черной дыры в нашей галактике.

Ранее обсерватория «Чандра» зафиксировала в центре Млечного пути вспышку рентгеновского излучения, которая была вызвана сверхмассивной черной дырой Sagittarius A*. Эта дыра находится в центре нашей галактики и в ближайшие 20-40 лет будет активно поглощать вещество, считают астрономы.

Остаток сверхновой W49B