«Нас там никто не ждал» Гордые горцы, дома-монстры и страшный туман. Что таит от туристов Северный Кавказ?

16 фото

Туристам по всему миру все еще сложно привыкнуть к массовым запретам и ограничениям, введенным из-за пандемии коронавируса. Многим россиянам трудно отказаться от привычки съездить на зимние каникулы в горы, покататься на лыжах или сноубордах: на самых популярных горнолыжных курортах России — Розе Хутор, Красной Поляне, Домбае и Шерегеше — места закончились задолго до новогодних праздников.

Некоторые соотечественники — кто из соображений безопасности, кто из личного интереса — попытались отделиться от общего потока горнолыжников и испробовали для зимних активностей не самые очевидные направления.

К примеру, Кирилл Коробков с женой отправились в Дагестан, Ингушетию и Чечню. Они уже не раз отдыхали в других известных зонах катания региона и остались вполне довольны, однако все же решили изменить привычный маршрут.

Чем можно заняться зимой в прослывших небезопасными регионах страны и как найти общий язык с местными жителями — в галерее «Ленты.ру».

С Дагестаном, Чечней и Ингушетией нас ничто не связывало, нас там никто не ждал. В той части Кавказа у нас нет родственников, близких знакомых или хороших друзей. Мы расценили нашу поездку как некий эксперимент, решили проверить, каково это — путешествовать по краям, которые нечасто идут в связке со словом «туризм». 

Честно скажу, зоны катания дагестанского и чеченского курортов не идут ни в какое сравнение с тем, что есть в Архызе, Сочи, Домбае, но зато там вы можете почувствовать себя искателем приключений и в каком-то смысле даже первооткрывателем — такие ощущения многого стоят.

Фото: Кирилл Коробков

С Дагестаном, Чечней и Ингушетией нас ничто не связывало, нас там никто не ждал. В той части Кавказа у нас нет родственников, близких знакомых или хороших друзей. Мы расценили нашу поездку как некий эксперимент, решили проверить, каково это — путешествовать по краям, которые нечасто идут в связке со словом «туризм».
Честно скажу, зоны катания дагестанского и чеченского курортов не идут ни в какое сравнение с тем, что есть в Архызе, Сочи, Домбае, но зато там вы можете почувствовать себя искателем приключений и в каком-то смысле даже первооткрывателем — такие ощущения многого стоят.

Полтора века назад на Кавказе было очень опасно. Французский писатель Александр Дюма, который провел там несколько месяцев, в красках описал царившую тогда обстановку в своей книге. 

Любой выезд за пределы населенного пункта или переезд между городами мог закончиться нападением, стычкой, перестрелкой, ограблением и даже смертью. По сравнению с теми временами теперь, можно сказать, там царит штиль, но некая специфика все же есть. Собственно говоря, ради этой специфики и стоит отправляться в те края.

Старое кладбище на окраине Итум-Кали, Чечня

Фото: Кирилл Коробков

Полтора века назад на Кавказе было очень опасно. Французский писатель Александр Дюма, который провел там несколько месяцев, в красках описал царившую тогда обстановку в своей книге.
Любой выезд за пределы населенного пункта или переезд между городами мог закончиться нападением, стычкой, перестрелкой, ограблением и даже смертью. По сравнению с теми временами теперь, можно сказать, там царит штиль, но некая специфика все же есть. Собственно говоря, ради этой специфики и стоит отправляться в те края.

Дорога из Центральной России на Северный Кавказ идет практически по тем же местам, что и 160 лет назад. В Дагестан вы попадаете из Калмыкии, а первым крупным населенным пунктом вдоль трассы оказывается Кизляр. 

Путь до дагестанского курорта Чиндирчеро пролегает через самые настоящие горные аулы, которые завораживают своей аутентичностью и кинематографичностью. Отары овец под контролем опытных пастухов идут по натоптанным веками тропам к горным пастбищам. Дети играют на улицах в активные игры. 

Жизнь здесь до сих пор настолько традиционна, что чем дальше едешь, тем меньше верится, что где-то неподалеку может находиться такой современный объект, как горнолыжная база. И вот когда ты уже из последних сил борешься с резким, не оборудованным средствами безопасности серпантином, за очередным поворотом становятся заметны опоры подъемников.

Горный дагестанский аул по пути на курорт Чиндирчеро

Фото: Кирилл Коробков

Дорога из Центральной России на Северный Кавказ идет практически по тем же местам, что и 160 лет назад. В Дагестан вы попадаете из Калмыкии, а первым крупным населенным пунктом вдоль трассы оказывается Кизляр.
Путь до дагестанского курорта Чиндирчеро пролегает через самые настоящие горные аулы, которые завораживают своей аутентичностью и кинематографичностью. Отары овец под контролем опытных пастухов идут по натоптанным веками тропам к горным пастбищам. Дети играют на улицах в активные игры.
Жизнь здесь до сих пор настолько традиционна, что чем дальше едешь, тем меньше верится, что где-то неподалеку может находиться такой современный объект, как горнолыжная база. И вот когда ты уже из последних сил борешься с резким, не оборудованным средствами безопасности серпантином, за очередным поворотом становятся заметны опоры подъемников.

Практически все гости курорта — местные дагестанцы. Отдыхающих из других регионов мы там не видели. Из зимних забав у жителей Кавказа популярнее всего катание на «ватрушках», именно эта зона собирает больше всего людей разных возрастов. 

На горных лыжах и сноубордах при нас каталась малая часть посетителей, и делали они это весьма своеобразно. Парни и девушки старались компенсировать отсутствие техники бесстрашием. Почти все просто ехали прямо до тех пор, пока скорость не становилась слишком высокой, а затем падали и кубарем катались по снегу. При этом абсолютно никто не обращался за помощью или хотя бы советом к инструктору!

Курорт Чиндирчеро

Фото: Кирилл Коробков

Практически все гости курорта — местные дагестанцы. Отдыхающих из других регионов мы там не видели. Из зимних забав у жителей Кавказа популярнее всего катание на «ватрушках», именно эта зона собирает больше всего людей разных возрастов.
На горных лыжах и сноубордах при нас каталась малая часть посетителей, и делали они это весьма своеобразно. Парни и девушки старались компенсировать отсутствие техники бесстрашием. Почти все просто ехали прямо до тех пор, пока скорость не становилась слишком высокой, а затем падали и кубарем катались по снегу. При этом абсолютно никто не обращался за помощью или хотя бы советом к инструктору!

Моя супруга, увидев очередное болезненное падение дагестанской девушки со сноуборда, по-дружески предложила ей объяснить технику перекантовки, но девушка отказалась. Вероятно, тут дело в кавказской гордости: просьба о помощи может быть воспринята как признание собственной слабости. 

В местной системе координат трудности и неудачи нужно стараться переживать молча, боль — терпеть, удар — держать, проблемы — решать самостоятельно. В общем, услуги инструкторов на горнолыжных курортах Северного Кавказа остаются невостребованными.

Курорт Чиндирчеро

Фото: Кирилл Коробков

Моя супруга, увидев очередное болезненное падение дагестанской девушки со сноуборда, по-дружески предложила ей объяснить технику перекантовки, но девушка отказалась. Вероятно, тут дело в кавказской гордости: просьба о помощи может быть воспринята как признание собственной слабости.
В местной системе координат трудности и неудачи нужно стараться переживать молча, боль — терпеть, удар — держать, проблемы — решать самостоятельно. В общем, услуги инструкторов на горнолыжных курортах Северного Кавказа остаются невостребованными.

Дорожный знак, приглашающий на курорт, щедро изрешечен пулями, но заострять на этом внимание не хочется. Радуемся, что стреляли не про нашу честь.

Изрешеченный пулями указатель на курорт Чиндирчеро, Дагестан

Фото: Кирилл Коробков

Дорожный знак, приглашающий на курорт, щедро изрешечен пулями, но заострять на этом внимание не хочется. Радуемся, что стреляли не про нашу честь.

Между катаниями мы провели пару дней в Махачкале. Около семи лет назад мне уже приходилось бывать в столице Дагестана: тогда главный вход центральной гостиницы города на ночь закрывали на швабру — это хорошо характеризовало общее положение дел. 

С тех пор город стал заметно лучше. В центре открылось множество современных ресторанов и кафе, где внутренний антураж и наполнение меню стремится не уступать заведениям Москвы. На первом этаже той самой гостиницы теперь работает образцово-показательный супермаркет с максимально широким ассортиментом продуктов со всего мира. Городской пляж реновирован в соответствии со стандартами современной урбанистики, теперь это общественное пространство с зонами для спорта, купания и отдыха.

Зимняя Махачкала, побережье Каспийского моря

Фото: Кирилл Коробков

Между катаниями мы провели пару дней в Махачкале. Около семи лет назад мне уже приходилось бывать в столице Дагестана: тогда главный вход центральной гостиницы города на ночь закрывали на швабру — это хорошо характеризовало общее положение дел.
С тех пор город стал заметно лучше. В центре открылось множество современных ресторанов и кафе, где внутренний антураж и наполнение меню стремится не уступать заведениям Москвы. На первом этаже той самой гостиницы теперь работает образцово-показательный супермаркет с максимально широким ассортиментом продуктов со всего мира. Городской пляж реновирован в соответствии со стандартами современной урбанистики, теперь это общественное пространство с зонами для спорта, купания и отдыха.

Увы, в области строительства и современной архитектуры продолжает царить полный бардак. Знаменитый дагестанский многоэтажный самострой поразил весь город. К советским пятиэтажкам добавляются пристройки, веранды и мансарды собственной разработки, которые по площади могут превышать изначальный размер квартиры. Вместо исторических малоэтажных частных домов в центре возникают неказистые монстры, нарушающие гармонию городской среды. 

Остатки старой Махачкалы растворяются в интенсивном девелопменте и сегодня уже едва заметны. Городу явно не хватает внятного генерального плана развития и архитектурного надзора. Все-таки лучшую часть Дагестана нужно искать в аулах и в горах.

Махачкала. Барельеф на одном из немногих сохранившихся зданий советского периода

Фото: Кирилл Коробков

Увы, в области строительства и современной архитектуры продолжает царить полный бардак. Знаменитый дагестанский многоэтажный самострой поразил весь город. К советским пятиэтажкам добавляются пристройки, веранды и мансарды собственной разработки, которые по площади могут превышать изначальный размер квартиры. Вместо исторических малоэтажных частных домов в центре возникают неказистые монстры, нарушающие гармонию городской среды.
Остатки старой Махачкалы растворяются в интенсивном девелопменте и сегодня уже едва заметны. Городу явно не хватает внятного генерального плана развития и архитектурного надзора. Все-таки лучшую часть Дагестана нужно искать в аулах и в горах.

Важные семейные события — например, свадьба или поминки — собирают десятки и даже сотни родственников со всей округи. Это сразу бросается в глаза: вся улица вокруг дома заполняется людьми и транспортом. 

Буквально в каждом населенном пункте есть небольшая мечеть. Минареты возвышаются над другими постройками, добавляя восточное настроение в местный колорит. Близость Востока оказала на эти земли заметное влияние, но в основе кавказского уклада жизни — в первую очередь их собственные традиции.

Фото: Кирилл Коробков

Важные семейные события — например, свадьба или поминки — собирают десятки и даже сотни родственников со всей округи. Это сразу бросается в глаза: вся улица вокруг дома заполняется людьми и транспортом.
Буквально в каждом населенном пункте есть небольшая мечеть. Минареты возвышаются над другими постройками, добавляя восточное настроение в местный колорит. Близость Востока оказала на эти земли заметное влияние, но в основе кавказского уклада жизни — в первую очередь их собственные традиции.

Покататься на ингушском курорте Армхи нам не удалось. В последние годы он все чаще становится жертвой глобального потепления — снега в достаточном для катания объеме там не выпадает. Впрочем, это большая проблема для всех кавказских курортов. 

Ингушетия компенсировала отсутствие катания знакомством с древними башенными комплексами, которые, как безмолвные стражи гор, охраняют покой этих мест.

Если бы подобное историческое наследие находилось в более развитом месте, вокруг него совершенно точно возникла бы соответствующая инфраструктура с экскурсионными бюро, толпами туристов, назойливыми торговцами низкокачественными сувенирами, шашлычными, ресторанами и кафе. В Ингушетии всего этого пока нет, есть возможность побродить в полном одиночестве, деля склоны гор разве что с местными коровами.

Ингушетия, башенный комплекс Эрзи

Фото: Кирилл Коробков

Покататься на ингушском курорте Армхи нам не удалось. В последние годы он все чаще становится жертвой глобального потепления — снега в достаточном для катания объеме там не выпадает. Впрочем, это большая проблема для всех кавказских курортов.
Ингушетия компенсировала отсутствие катания знакомством с древними башенными комплексами, которые, как безмолвные стражи гор, охраняют покой этих мест.
Если бы подобное историческое наследие находилось в более развитом месте, вокруг него совершенно точно возникла бы соответствующая инфраструктура с экскурсионными бюро, толпами туристов, назойливыми торговцами низкокачественными сувенирами, шашлычными, ресторанами и кафе. В Ингушетии всего этого пока нет, есть возможность побродить в полном одиночестве, деля склоны гор разве что с местными коровами.

Покидая Дагестан, мы ненадолго остановились в Хасавюрте. Исследуя магазины вдоль дороги, я заметил мясную лавку. Зашел туда, чтобы сделать портрет мясника, но обнаружил за прилавком лишь женщину средних лет. На мой вопрос, скоро ли вернется мясник, она ответила, что нескоро. А минут через десять, к моему большому удивлению, призналась, что мясник в этой лавке — она сама.

Магазин достался ей по семейной линии много лет назад. Тогда ей нужны были деньги, чтобы помогать маме, а братьев у нее не было — как и выбора, кому рубить мясо. Взявшись за неженское дело, она преуспела в разделывании и продаже товара — мастерски владеет огромным топором и уверенно рубит туши на высоком чурбане. 

За пару десятилетий хозяйка мясной лавки обзавелась клиентами не только из местных, но и из других регионов Кавказа и Юга России, самый дальний — из Ростова-на-Дону. Всю свою жизнь она почти не выезжала за пределы Хасавюрта. В своем городе ведет натуральное хозяйство, никогда не покупает готовую еду и всей провизией, ну и, разумеется, мясом, старается обеспечить семью сама.

Фото: Кирилл Коробков

Покидая Дагестан, мы ненадолго остановились в Хасавюрте. Исследуя магазины вдоль дороги, я заметил мясную лавку. Зашел туда, чтобы сделать портрет мясника, но обнаружил за прилавком лишь женщину средних лет. На мой вопрос, скоро ли вернется мясник, она ответила, что нескоро. А минут через десять, к моему большому удивлению, призналась, что мясник в этой лавке — она сама.
Магазин достался ей по семейной линии много лет назад. Тогда ей нужны были деньги, чтобы помогать маме, а братьев у нее не было — как и выбора, кому рубить мясо. Взявшись за неженское дело, она преуспела в разделывании и продаже товара — мастерски владеет огромным топором и уверенно рубит туши на высоком чурбане.
За пару десятилетий хозяйка мясной лавки обзавелась клиентами не только из местных, но и из других регионов Кавказа и Юга России, самый дальний — из Ростова-на-Дону. Всю свою жизнь она почти не выезжала за пределы Хасавюрта. В своем городе ведет натуральное хозяйство, никогда не покупает готовую еду и всей провизией, ну и, разумеется, мясом, старается обеспечить семью сама.

Самой большой проблемой на нашем пути стал туман — зимой в горах Кавказа это частое явление. Такого тумана, как в Чечне, я ни разу не встречал в своей жизни. Прямо посреди ночи где-то на горном серпантине по пути в Итум-Кали наш автомобиль оказался полностью окутан белым молоком тумана. Его плотность была такой, что казалось, будто на тебя кто-то надел маску для сна, только вместо черного цвета все вокруг абсолютное белое. Видимость была не просто слабой — она полностью отсутствовала. Невозможно было даже разглядеть, куда идет дорога, где край проезжей части, а где встречная полоса. 

Я снизил скорость до трех-пяти километров в час, но даже на такой скорости было безумно страшно съехать с дороги и улететь в кювет. Полностью остановиться было тоже боязно, я опасался, что в этом случае в нас врежется идущий следом автомобиль. В повороты я входил, глядя не в лобовое стекло, а на двухмерную графику в навигаторе. Десять минут в таком режиме показались вечностью. Лично для меня это был самый страшный эпизод поездки.

Фото: Кирилл Коробков

Самой большой проблемой на нашем пути стал туман — зимой в горах Кавказа это частое явление. Такого тумана, как в Чечне, я ни разу не встречал в своей жизни. Прямо посреди ночи где-то на горном серпантине по пути в Итум-Кали наш автомобиль оказался полностью окутан белым молоком тумана. Его плотность была такой, что казалось, будто на тебя кто-то надел маску для сна, только вместо черного цвета все вокруг абсолютное белое. Видимость была не просто слабой — она полностью отсутствовала. Невозможно было даже разглядеть, куда идет дорога, где край проезжей части, а где встречная полоса.
Я снизил скорость до трех-пяти километров в час, но даже на такой скорости было безумно страшно съехать с дороги и улететь в кювет. Полностью остановиться было тоже боязно, я опасался, что в этом случае в нас врежется идущий следом автомобиль. В повороты я входил, глядя не в лобовое стекло, а на двухмерную графику в навигаторе. Десять минут в таком режиме показались вечностью. Лично для меня это был самый страшный эпизод поездки.

Дорога до чеченского курорта Ведучи вообще таит в себе массу неожиданностей, начиная от последствий камнепадов (проезжая мимо них, живо интересуешься, как часто все эти валуны валятся на проезжую часть) и заканчивая возможной проверкой багажа на наличие алкоголя, ведь в регионе фактически действует сухой закон. 

Ведучи расположен в южной части республики, буквально в нескольких километрах от границы с Грузией. Сам комплекс — хоть и небольшой, но полноценный курорт с новой инфраструктурой, парой хороших отелей и прочими атрибутами горнолыжки. В первую ночь мы были единственными гостями курорта. Немного странно, когда ради вас двоих работает целый отель с рецепцией, рестораном, банным комплексом и персоналом.

Фото: Кирилл Коробков

Дорога до чеченского курорта Ведучи вообще таит в себе массу неожиданностей, начиная от последствий камнепадов (проезжая мимо них, живо интересуешься, как часто все эти валуны валятся на проезжую часть) и заканчивая возможной проверкой багажа на наличие алкоголя, ведь в регионе фактически действует сухой закон.
Ведучи расположен в южной части республики, буквально в нескольких километрах от границы с Грузией. Сам комплекс — хоть и небольшой, но полноценный курорт с новой инфраструктурой, парой хороших отелей и прочими атрибутами горнолыжки. В первую ночь мы были единственными гостями курорта. Немного странно, когда ради вас двоих работает целый отель с рецепцией, рестораном, банным комплексом и персоналом.

Во время катания мы познакомились с оператором канатной дороги, чеченцем Мухаммедом, он, как и мы, катался на сноуборде. Обсудили с ним несоответствие современных женских горнолыжных костюмов нормам ислама и возникающие из-за этого трудности, а еще поговорили о связанных с религией особенностях оказания первой помощи женщинам и девушкам. 

В завершение Мухаммед рассказал, почему выбрал доску, а не лыжи. Ответ чеченца мне так запомнился, что теперь при аналогичном вопросе я всегда его вспоминаю: «Мы, чеченцы, свободу любим, а в этих палках (он имел в виду лыжи) свободы нет».

Фото: Кирилл Коробков

Во время катания мы познакомились с оператором канатной дороги, чеченцем Мухаммедом, он, как и мы, катался на сноуборде. Обсудили с ним несоответствие современных женских горнолыжных костюмов нормам ислама и возникающие из-за этого трудности, а еще поговорили о связанных с религией особенностях оказания первой помощи женщинам и девушкам.
В завершение Мухаммед рассказал, почему выбрал доску, а не лыжи. Ответ чеченца мне так запомнился, что теперь при аналогичном вопросе я всегда его вспоминаю: «Мы, чеченцы, свободу любим, а в этих палках (он имел в виду лыжи) свободы нет».

Забавный случай произошел с культовым для Северного Кавказа автомобилем Lada Priora. В один вечер мы вызвали такси от отеля до ресторана. Я сделал это по старинке, через разговор с оператором. Мне сообщили, что на мой вызов откликнулась черная Priora. Комбинацию букв и звуков на регистрационном номере я запоминать не стал, был уверен, что и так легко найду на парковке нужный автомобиль. 

Каково же было мое удивление, когда перед гостиницей я обнаружил сразу пять одинаковых машин этой модели, причем в каждой был водитель, но лишь одна из них ждала нас. Пришлось перезвонить в службу такси и уточнить номер. Этот автомобиль крайне распространен и в Дагестане, и в Ингушетии, и в Чечне. Есть ощущение, что львиная доля всего тиража Priora осела именно на Кавказе.

Фото: Кирилл Коробков

Забавный случай произошел с культовым для Северного Кавказа автомобилем Lada Priora. В один вечер мы вызвали такси от отеля до ресторана. Я сделал это по старинке, через разговор с оператором. Мне сообщили, что на мой вызов откликнулась черная Priora. Комбинацию букв и звуков на регистрационном номере я запоминать не стал, был уверен, что и так легко найду на парковке нужный автомобиль.
Каково же было мое удивление, когда перед гостиницей я обнаружил сразу пять одинаковых машин этой модели, причем в каждой был водитель, но лишь одна из них ждала нас. Пришлось перезвонить в службу такси и уточнить номер. Этот автомобиль крайне распространен и в Дагестане, и в Ингушетии, и в Чечне. Есть ощущение, что львиная доля всего тиража Priora осела именно на Кавказе.

Уезжая с курорта, я остановился на живописном изгибе дороги, чтобы доснять заключительную пленку. Мое внимание привлекло небольшое здание, которое казалось удивительно современным для этих мест. Войдя без спроса в открытую дверь, я понял, что оказался на небольшом заводе по розливу родниковой воды и газированных напитков. 

Местные работники, узнав, что мы приехали в Ингушетию из Москвы, тут же налили нам свежей воды, а в качестве бонуса вручили два ящика холодного чая собственного производства, не оставив ни единого шанса уйти без подарка. Это было так по-кавказски!

Фото: Кирилл Коробков

Уезжая с курорта, я остановился на живописном изгибе дороги, чтобы доснять заключительную пленку. Мое внимание привлекло небольшое здание, которое казалось удивительно современным для этих мест. Войдя без спроса в открытую дверь, я понял, что оказался на небольшом заводе по розливу родниковой воды и газированных напитков.
Местные работники, узнав, что мы приехали в Ингушетию из Москвы, тут же налили нам свежей воды, а в качестве бонуса вручили два ящика холодного чая собственного производства, не оставив ни единого шанса уйти без подарка. Это было так по-кавказски!

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше