Джамбул освобожденный Почему в Казахстане отрицают межэтнические конфликты

Фото: Dilara Issa / RFE/RL, Inc

После столкновений между этническими казахами и турками в ауле Бурыл Джамбульской (Жамбылской) области Казахстана власти страны пошли навстречу участникам беспорядков. Семью турецкого юноши, заподозренного в убийстве, выселили из поселка. Раньше в ходе межэтнических конфликтов государство точно так же отступало перед национализмом «народных масс». И точно так же, как и раньше, ближайший союзник России в Центральной Азии продолжает отрицать, что на территории республики имеют место межэтнические конфликты.

Диаспору заставили извиниться

Произошедшие 16 февраля в селе Бурыл (Ровное) Джамбульской области Казахстана столкновения имели все признаки межэтнического конфликта. Беспорядки начались после того, как 15 февраля в одном из домов поселка нашли тело пятилетнего казахского мальчика со множественными ножевыми ранениями. Мать ребенка обнаружила, что из дома пропали деньги. По подозрению в убийстве по горячим следам задержали местного жителя — как сообщили СМИ, турецкой национальности. В это же время по селу прошел слух, что сознавшийся в убийстве парень якобы состоит на учете у психиатра и по этой причине может избежать наказания. Это возмутило сельчан.

К дому подозреваемого пришли несколько десятков человек и потребовали, чтобы его семья покинула село. В Бурыл были стянуты силы полиции и военные (во всяком случае, появились сообщения о внезапных учениях в этом регионе). По предоставленной СМИ информации, старейшины казахской и турецкой общин села провели переговоры и призвали жителей сохранять спокойствие. На встречу с населением прибыли представители правоохранительных органов и местной исполнительной власти, которые обратились к собравшимся с просьбой разойтись по домам. Как всегда в подобных случаях, власти разъяснили, что преступление носило бытовой характер. А СМИ, за редким исключением, не упоминали о том, что подозреваемый и жертва принадлежат к разным этническим группам.

Однако правоохранительные органы области увидели в конфликте именно этническую подоплеку. Об этом можно судить по сообщению агентства Regnum, источник которого в силовых структурах подтвердил, что стычки происходили между селянами разных национальностей. В Бурыл были введены внутренние войска. Для погашения конфликта власти не столько используют правоохранительные органы, сколько стараются сделать так, чтобы разгоряченное население выпустило пар.

О том, что семья подозреваемого выселена, сообщил представитель ведомства, которое обязано надзирать за соблюдением законности, — областной прокуратуры. Для юриста это — комедия положений. Но казахстанские СМИ, которые в таких случаях получают недвусмысленные указания сверху, растиражировали новость без малейших сомнений. Кроме того, в СМИ появились сообщения о том, что турецкая диаспора принесла извинения потерпевшим и жителям Бурыла, и даже пообещала отдать в качестве компенсации дом, в котором проживал подозреваемый. Это характеризует не столько нравы местных жителей, сколько информационную политику государства — новость о том, что коллективная ответственность по этническому признаку воспринимается обществом как норма, не сопровождалась ни разъяснениями официальных лиц, ни видимой реакцией власти.

Хронология погромов

Это не первый подобный случай в Казахстане. По мистическому совпадению, массовые беспорядки развиваются по одному и тому же сценарию: после бытовых преступлений начинаются столкновения между представителями разных национальностей, а власти традиционно отрицают межэтническую напряженность. Отличия только в одной из участвующих сторон: стычки казахов происходили с курдами, узбеками, чеченцами, причем конфликты случаются преимущественно в южных и западных областях республики. Необходимо при этом отметить важную деталь — довольно часто взаимная неудовлетворенность на местном уровне копится годами: до тех пор, пока не появляется повод для резкого всплеска.

Конфликты в селах Ынтымак и Бостандык Южно-Казахстанской области в феврале 2015 года до мелких деталей совпадают с событиями в Бурыле. Триггером для беспорядков стало убийство местного жителя-казаха, только подозреваемым был не турок, а таджик. В результате столкновений были сожжены несколько жилых домов и машин, принадлежащих таджикским семьям. Погромщики точно так же потребовали выселения представителей этнической группы, к которой принадлежал предполагаемый преступник. По информации «Радио Азаттык», властям даже пришлось переселить несколько таджикских семей из поселка Ынтымак — «для сохранения спокойствия в селе».

Результаты погромов в селе Ынтымак

Результаты погромов в селе Ынтымак

Фото: RFE / RL, Inc

Массовая драка в селе Карамурт той же Южно-Казахстанской области произошла летом 2014 года между казахами и узбеками. Поводом стала ссора продавца магазина и двух молодых людей из соседнего села, которые не доплатили за пачку сигарет. По другой версии, жители поселка набрали товара на значительную сумму — 6 тысяч тенге (около 1200 рублей по актуальному на тот момент курсу) и отказались расплатиться. После этого несколько десятков «физически крепких молодых людей въехали в населенный пункт на автомобилях без госномеров». Молодые люди были вооружены огнестрельным оружием и арматурой, как сообщал сайт «Народного движения Узбекистана». А один из очевидцев рассказал СМИ, что от нападавших «досталось и женщинам, которые случайно оказались в тот момент на месте погрома». «Мы были так напуганы, что попрятали детишек в кукурузных посадках», — пояснил он. В селе был введен комендантский час. Официальные лица привычно списали произошедшее на «хулиганство».

Летом 2013 года поселок Шенгельды (Чингельды) Алма-Атинской области был блокирован полицейскими, патрули не пропускали в него машины из других населенных пунктов. Здесь произошла драка между казахами и чеченцами, в результате которой погиб казах. Местные жители заподозрили в смерти земляка двух чеченцев, дома и машины чеченских семей забросали камнями.

В 2007 году имели место столкновения между казахами и курдами в селе Маятас Толебийского района. Причиной погромов тоже стало желание восстановить справедливость: по информации СМИ, был изнасилован четырехлетний мальчик-казах, подозреваемым оказался курдский юноша. На сельском сходе казахская община потребовала от семьи предполагаемого насильника покинуть поселок. Родственники юноши согласились, но это не предотвратило агрессии: в один из октябрьских дней на дома курдов напали десятки односельчан, которые поджигали строения и избивали людей. Представитель этнического объединения курдов утверждал, что нападавшие били и детей, а полиция при этом не только не пыталась пресечь погромщиков, но даже вымогала деньги за охрану домов.

Весной 2007-го из-за драки между чеченцами и казахами произошел конфликт в селах Маловодное и Казатком Алма-Атинской области. В столкновениях тогда погибли три человека (по другим данным — пять человек). Около 300 местных жителей-казахов напали на дома чеченцев. Беспорядки продолжались три дня, толпа громила не только жилые и хозяйственные постройки, но и торговые палатки в селе. СМИ также приводили свидетельства очевидцев о том, что полиция как минимум не препятствовала погромщикам, а по некоторым данным руководство органов внутренних дел на местах было причастно к организации беспорядков.

«Межнациональное согласие — наша ценность»

В августе 2006 года в городе Актау на западе Казахстана, на побережье Каспийского моря, толпа разгромила кафе и магазины, принадлежавшие чеченцам, лезгинам и азербайджанцам. А если говорить о событиях давно минувших дней, можно вспомнить, что в 1989 году в Новом Узене (сейчас — Жанаозене) произошли массовые выступления против переселенцев с Кавказа — в погромах участвовали до 30 тысяч человек. Комиссия председателя президиума Верховного совета КазССР тогда сделала довольно интересные выводы: причины беспорядков увидели «в запущенности социальной инфраструктуры города». Поэтому в обычае властей Казахстана трактовать конфликты с участием различных этнических групп как «бытовые» четко прослеживаются советские корни.

Череда межэтнических конфликтов в сельской местности не мешает чиновникам выдвигать декларации «межнациональное согласие — наша главная ценность». Они избегают демонстрации применения законной силы против «титульной нации» и фактически запрещают указывать этническую составляющую как повод для конфликта. Что в целом говорит о характере внутренней политики Казахстана больше, чем любые официальные заявления. Собственно, вся политика республики в этническом вопросе сводится именно к замалчиванию любых межнациональных трений — то есть строится строго по советской модели.

Под давлением превосходящих сил

О том, что такая политика чревата конфликтами, неоднократно говорили эксперты и в самой республике. Казахстанский политолог Андрей Чеботарев подчеркивал, что только после череды конфликтов «зашевелились и государственные, и неправительственные структуры», однако «как-то быстро этот спрос (на исследование напряженности в сфере межэтнических отношений — прим. «Ленты.ру») иссяк».

Известный в республике социолог Гульмира Илеуова отмечала, что межнациональные конфликты имеют «экономическую составляющую». «Есть некая внутренняя неудовлетворенность — в первую очередь у казахов, которые считают, что они обделены вниманием, что у них как у представителей титульной нации больше прав и что эти права должным образом не реализованы», — констатировала она. Эксперты резюмируют, что в Казахстане власть предпочитает уступать напору низового национализма. Что в общем-то весьма опасная тенденция. Не стоит забывать, чем именно это закончилось в ряде республик бывшего СССР.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше