От ковбоя до рака легких Сложная история отношений американцев и табачной продукции

Фото: Reuters

С 2017 года во всех муниципальных жилых комплексах США запрещается курение. Это решение — очередное звено в длинной цепи ограничительных мер, направленных на то, чтобы отучить американцев от вредной привычки. Сегодня Америка, откуда некогда в Европу привезли табак, выступает в авангарде борцов с сигаретным дымом. «Лента.ру» изучила эволюцию отношения американцев к табакокурению — от горячей любви до полного презрения.

Листья для духов

«Говорят, духи очень любят табак, а получить они его могут лишь от индейцев — либо через дым, либо через особое подношение», — рассказывается на сайте публичного музея Милуоки об индейском сообществе штата Висконсин.

Табак играл огромную роль в жизни коренных американцев и применялся очень по-разному, в соответствии с обычаями. Например, охотники оставляли на земле щепотку измельченных табачных листьев, если в походе встречали водопад, дерево или камень необычной формы.

От духов добивались благосклонности табаком и при сборе урожая, и в особенно сильную бурю, и на похоронах близких. Табачные листья были и инструментом дипломатии: раскуривание знаменитой «трубки мира» означало конец межплеменной войны, глубокой затяжкой отмечали и заключение крупных договоров.

Табак белого человека

С пришествием на американский континент колонистов культивирование табака коренным образом изменилось: новых хозяев земли интересовали не духи, а деньги.

Одним из основных центров производства желанного в Старом Свете товара стал Чесапикский залив: необъятные плантации высаживались вдоль реки Вирджинии. Торговлю в этом благоприятном для земледелия регионе прибрали к рукам «табачные лорды» — выходцы из Глазго. Они не стеснялись грязно играть с контрагентами из Нового Света.

Так, выдав им дешевые кредиты под залог будущего урожая, монополисты-шотландцы, когда табак вызревал, резко снижали закупочную цену. В результате американцы продавали почти весь свой товар, но расплатиться по кредиту не могли — денег хватало лишь на погашение процентов.

Обремененные многомиллионными долгами колонисты копили ненависть к европейцам. Это стало одним из факторов, спровоцировавших войну за независимость. Среди пострадавших от шотландских «лордов» были первый и третий президенты независимых США — Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон.

Многие индейцы предпочитают выращивать табак самостоятельно, как делали их предки

Многие индейцы предпочитают выращивать табак самостоятельно, как делали их предки

Фото: Globallookpress.com

Бешеная популярность табака способствовала формированию раннего американского рабовладельческого общества. До табачного бума и белые, и черные гнули спины на плантациях Чесапикского залива совместно, однако потребность в рабочей силе заставила местных фермеров массово завозить рабов из Африки.

За XVIII век число негров в этом районе выросло со ста тысяч до одного миллиона. Рабочие бригады чернокожих рабов контролировались белыми надсмотрщиками. Так были заложены основы расового неравенства, позже закрепленные в «законах Джима Кроу» и отмененные лишь во второй половине XX века.

Мировая привычка

Табак в США жевали, табаком набивали трубки и самокрутки. Изготовляемые вручную сигареты были не самым популярным товаром — любитель табака начала XIX века выкуривал их примерно по 40 в год.

В 1865 году фермер Вашингтон Дюк из Северной Каролины наладил производство сигарет специально для продажи, но все по-прежнему делалось вручную: умелый мастер мог изготовить четыре самокрутки в минуту.

Революция в табачной индустрии произошла в 1881-м: изобретатель Джеймс Бонсак представил публике станок, делавший по 120 тысяч сигарет в день. Вместе с сыном Вашингтона Дюка, Джеймсом, он стал основателем табачного гиганта — American Tobacco Company.

Американский генерал Джон Першинг говорил, что снабжение солдат сигаретами и патронами одинаково важно

Американский генерал Джон Першинг говорил, что снабжение солдат сигаретами и патронами одинаково важно

Фото: PNA Rota / Getty Images

В первый год работы компания выпустила десять миллионов сигарет, а пять лет спустя — уже миллиард. Стандартизированные, удобные и недорогие сигареты позволили познакомиться с курением всем желающим.

В Первую мировую сигареты включили в солдатские пайки, и спрос на них многократно возрос. Во Вторую мировую, когда многие мужчины ушли на фронт, производители сигарет стали ориентироваться на оставшихся дома и получивших большую самостоятельность женщин.

К 1944 году в мире выпускалось порядка 300 миллиардов сигарет ежегодно, причем 75 процентов всей продукции направлялось в армию.

Культурный след

Героев знаменитого голливудского актера Хамфри Богарта (звезда «Мальтийского сокола», «Касабланки» и многих других классических кинолент) невозможно представить без зажженной сигареты, причем между затяжками он умудрялся не вынимать ее изо рта. Среди американских любителей марихуаны даже возникло словечко «богартить» — неоправданно долго затягиваться пускаемым по кругу косяком. Табачный дым был непременным атрибутом фильмов жанра нуар.

Историк Голливуда Элджин Хармец в 1992 году опубликовала в The New York Times колонку «История кино написана дымом». По ее словам, сигареты на экране выполняли множество функций — например, по марке сигарет можно было определить социальный статус героини и ее характер, предложение сигареты часто символизировало предложение секса, а сцены, когда смертельно раненные солдаты на фронтах Второй мировой просят сослуживцев дать им последний раз в жизни затянуться табачным дымом, «излучают храбрость».

Хамфри Богарт

Хамфри Богарт

Кадр: фильм «Мальтийский сокол»

Всем известен «человек Мальборо» — придуманный в 1954 году персонаж, рекламирующий сигареты. Его предполагалось изображать в разных ипостасях — ковбоем, капитаном, тяжелоатлетом, строителем, военным корреспондентом. Однако первый же образ ковбоя приобрел такую популярность, что от остальных было решено отказаться.

Ковбой должен был популяризовать среди мужчин сигареты с фильтром, рекламировавшиеся под лозунгом «мягкие, словно май» и изначально позиционировавшиеся как продукт для женщин. Рекламщики отважились на смелый шаг: отказались от обсуждения положительных эффектов сигаретного фильтра. Проблемы со здоровьем в рекламах с ковбоем вообще не затрагивались. Результат был потрясающим — за два года доходы компании от продажи сигарет выросли с 5 миллиардов до 20 миллиардов долларов.

Четыре человека, исполнявшие роль знаменитого ковбоя в разные годы, умерли от связанных с курением заболеваний. За это сигареты получили прозвище «убийца ковбоев».

Борьба за здоровье

Чем популярнее становились сигареты, тем чаще сообщалось об их вреде здоровью. Как писал историк Стэнфордского университета Роберт Проктор, до распространения курения доктора считали рак легких чрезвычайно редким заболеванием, с которым медик может столкнуться лишь раз за карьеру, теперь же от него умирают полтора миллиона человек ежегодно.

В конце XIX века немецкие ученые предположили наличие связи между табаком и раком, однако их выводы не были окончательно подтверждены. В начале XX века думали, что заболевание может вызывать асфальтная пыль с новых автомобильных дорог.

К середине прошлого столетия эксперименты над животными и научные исследования выявили четкую связь между курением табака и раком легких. В 1954 году Американское онкологическое общество призвало граждан страны отказаться от пагубной привычки ради сохранения здоровья.

В 1964-м доклад с теми же выводами опубликовал главный санитарный врач США. Три года спустя Федеральная комиссия по связи постановила, что на каждые три рекламных ролика табака должна приходиться одна социальная реклама о вреде курения. В 1969-м рекламу табачных изделий на ТВ и радио и вовсе запретили.

Сегодня табакокурение запрещено в общественных учреждениях, на рабочих местах, в национальных парках и на пляжах.

Плакат художника Дэвида Райта в стиле пин-ап, чрезвычайно популярном в 40-х годах XX века

Плакат художника Дэвида Райта в стиле пин-ап, чрезвычайно популярном в 40-х годах XX века

Изображение: Mary Evans Picture Library / Globallookpress.com

В голливудских фильмах с 1998 года нет конкретных табачных марок, хотя герои все еще продолжают курить. Как пишет Paste Magazine, привычка эта чаще всего показывается как пагубная: например, героиня Эммы Томпсон в фильме «Персонаж» курит, но неприятно кашляет после каждой сигареты.

С 2007 года Ассоциация американского кино при присвоении возрастного рейтинга обращает внимание на то, курят ли герои: в частности, мультсериал «Бесподобный мистер Фокс» получил рейтинг «Только под присмотром родителей» из-за того, что главный герой — курильщик.

Все это привело к впечатляющим результатам: по данным центров по контролю и профилактике заболеваемости, если в 1965 году в стране курили больше 40 процентов человек, то сегодня этот показатель — 16,8 процентов.

Как отмечается, отчасти такое резкое снижение в последние годы объясняется использованием электронных сигарет. Однако медики напоминают: «вейпы» пока не считаются эффективным способом отказа от курения, в отличие от никотиновой жвачки, пластыря и других подобных медицинских средств.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше