«Санкции дают о себе знать» В России начали часто ломаться самолеты. Насколько безопасно теперь на них летать?

Заслуженный пилот Сытник заявил о безопасности полетов в России
СюжетАварийная посадка самолета

Фото: Артем Краснов / Коммерсантъ

В российских СМИ все чаще стали появляться новости о поломках самолетов, аварийных посадках и многочасовых задержках вылетов из-за технических причин. Самая резонансная из них потрясла общественность в сентябре 2023 года — лайнер «Уральских авиалиний», следовавший из Сочи в Омск, совершил экстренную посадку на пшеничном поле в Новосибирской области. Позже выяснилось, что причиной аварийного приземления стал в том числе отказ гидравлической системы. После этого авиационные эксперты один за другим задавались вопросом о том, стоит ли опасаться теперь полетов в России, и каждая последующая новость об очередной поломке вызывала все больше тревожности. «Лента.ру» решила разобраться, действительно ли гражданская авиация находится в плачевном состоянии, а также есть ли у пассажиров основания переживать за свою безопасность.

После начала специальной военной операции (СВО) на Украине российская гражданская авиация подверглась беспрецедентным международным санкциям. На протяжении почти двух лет в Россию запрещено поставлять запчасти для самолетов. Помимо этого, примерно 500 воздушных судов не могут вылетать из воздушного пространства страны, поскольку западные лизингодатели требуют вернуть им лайнеры.

И без того напряженную ситуацию подогревают данные о росте авиапроисшествий в стране. В начале декабря 2023 года американский журнал Newsweek опубликовал материал, в котором говорилось, что количество аварий пассажирских лайнеров в России после введения западных санкций выросло в три раза.

60

столько инцидентов по подсчетам издания в общей сложности произошло с сентября по декабрь прошлого года в стране

Среди них — возгорания двигателей, экстренные посадки, неисправности и другие технические проблемы, из-за которых воздушным судам приходилось менять запланированные маршруты.

После появления этой информации свой официальный комментарий дала и Росавиация. В федеральном агентстве сообщили, что с января по ноябрь 2023 года число происшествий с отечественным воздушным транспортом снизилось на 1,3 процента в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Однако всего за это время было зарегестрировано 670 инцидентов, 400 из них произошли из-за отказа авиатехники и двигателей.

После выхода данного материала Росавиация еще раз уточнила, что тенденции к росту числа авиаинцидентов в России нет.

Зима — враг авиации

Эксперты полагают, что на увеличение числа авиапроисшествий влияют не только санкции и вытекающие из них последствия, но и другие факторы.

В 2022 году власти России в целях безопасности закрыли южные аэропорты страны и перекрыли некоторые воздушные зоны, что привело к увеличению времени выполнения рейсов. Для понимания: если раньше полет по ряду маршрутов занимал два часа, то после начала СВО он мог возрасти до четырех. Таким образом, увеличились цены на билеты, расходы на топливо и зарплату экипажа, а также начали быстрее «изнашиваться» детали самолетов.

На увеличение числа авиапроисшествий влияют не только санкции и вытекающие из них последствия, но и другие факторы

На увеличение числа авиапроисшествий влияют не только санкции и вытекающие из них последствия, но и другие факторы

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

«Нередко задержки рейсов и поломки связаны с климатогеографическими условиями нашего государства, — заявил в беседе с «Лентой.ру» заслуженный военный летчик России Владимир Попов. — Зима очень сложный период для авиации. Отрицательные температуры сказываются на скорости обслуживания техническим составом в аэропортах летательных аппаратов, как минимум потому, что специалисты становятся менее подвижными в этот период — обилие одежды сковывает их движения.

Не нужно забывать и о том, что зимой в обязательном порядке производится обработка противообледенительной жидкостью. Есть осадки, нет осадков, есть показания, нет показаний — желательно это сделать».

Бывали случаи, когда экипаж отказывался от обработки в целях экономии или по другим причинам, и это заканчивалось плачевно

заслуженный военный летчик России Владимир Попов

Летчик напомнил, что в апреле 2012 года лайнер ATR 72-201 авиакомпании UTair совершал рейс из Тюмени в Сургут и через 1 минуту и 37 секунд после взлета рухнул на землю. Крушение самолета было вызвано в том числе обледенением стабилизатора.

«Снегопады приостанавливают ритм работы аэропортов, хотим мы этого или нет: надо прочистить рулежные дорожки, стоянки, взлетно-посадочную полосу, — добавил пилот. — И, конечно, в таких случаях даже получасовые задержки влияют на общее восприятие работоспособности техники».

По его словам, не все пассажиры понимают, насколько это технологически сложно. Поэтому нередко могут ассоциировать перенос рейсов с санкциями. «По сути, они давят на нас больше, чем это есть на самом деле. Если бы не было санкций, мы бы точно списали все на погоду», — заключил Попов.

Как ремонтируются российские самолеты в условиях санкций?

Между тем России приходится искать пути для обхода санкций. Воздушные суда ремонтируются внутри страны либо посылаются для проведения ремонтных работ за рубеж. К примеру, в апреле 2023 года «Аэрофлот» впервые отправил на обслуживание в Иран широкофюзеляжный лайнер Airbus A330-300. При этом специалисты отмечают, что срок выполнения заказа в исламской республике составляет в среднем полгода вместо стандартного одного месяца.

России приходится искать пути для обхода авиационных санкций

России приходится искать пути для обхода авиационных санкций

Фото: Иван Шаповалов / Коммерсантъ

«Поэтому по большей части мы все делаем сами, а не западные специалисты, как это может показаться, — пояснил Попов. — У нас их и не было, разве что отдельные руководители, которые отслеживали документооборот. А с самими самолетами работали отечественные авиационные техники и инженеры. Они обслуживали лайнеры, получали на это разрешение, предварительно обучаясь.

Документация технического и технологического обслуживания у нас тоже есть. Более того, некоторые авиационные компании, которые создают самолеты, от Boeing до Airbus, передают даже запчасти. Не какие-то "левые", а лицензионные, просто через третьи лица».

Другой заслуженный пилот России Вадим Базыкин в разговоре с «Лентой.ру» соглашается: отечественным инженерам и механикам в ближайшие годы будет доступна вся документация и инструкции по эксплуатации зарубежных самолетов. При этом он добавил, что вариантов для ремонта лайнеров за границей также достаточно много. Если он тяжелый, то лучше улететь в другое государство. Обычно выбор страны зависит от того, куда чаще всего летает тот или иной перевозчик.

Откуда в Россию поступают запчасти?

Серьезных проблем с запчастями, как утверждают специалисты авиационной отрасли, нет. Пока что это бьет только по кошельку каждого перевозчика и российского государства. Еще несколько лет назад, чтобы заказать какую-то запчасть, достаточно было подать заявку в компании, и в течение недели она уже была в любой точке мира, где бы самолет не сломался.

Теперь в связи с санкциями это делается через другие страны. Усложняется логистика, а, как следствие, растет и стоимость этой запчасти. Посреднические компании, которые этим занимаются, стремятся заработать. Поэтому нередко цены на детали увеличиваются втрое.

Раньше было три официальных крупных поставщика, у которых отечественные перевозчики закупали запчасти для Boeing и Airbus. А теперь их стало 330, и все они мелкие.

В настоящее время запчасти поставляются из Объединенных Арабских Эмиратов, Таджикистана, Казахстана и Киргизии. Москва стремится расширить географию поставщиков и привлечь к этому вопросу и другие страны, в частности Малайзию, Сингапур и Индонезию

Нередко запчасти бывают не «родными», но и не контрафактными. По словам летчика и командира A320 Андрея Литвинова, некоторые из них производятся в Китае, но Boeing и Airbus официально их признают.

«Я буквально недавно имел беседу с человеком, который сидит на контроле запчастей в России, — подчеркнул Литвинов. — Он говорит, что с этим в стране очень строго. Если приходит запчасть и видят, что она левая, то ее не принимают».

Тем не менее, Запад активно перекрывает каналы поставок запчастей, и дело не только в штрафных мерах против России. Например, американская многоотраслевая корпорация General Electric, производящая в том числе авиационные двигатели, требует от поставщиков конечного потребителя. Компании важно знать, на какой самолет уходит та или иная деталь.

Западные страны активно перекрывают каналы поставок запчастей в Россию

Западные страны активно перекрывают каналы поставок запчастей в Россию

Фото: Виталий Невар / РИА Новости

Все запчасти на самолеты пронумерованы, после эксплуатации или в случае брака General Electric требует вернуть их обратно. Это делается для того, чтобы в случае необходимости компания могла переделать производство.

Если же агрегат можно восстановить, то он отправляется на капремонт, ему присваивают новый номер. А если не вернуть старый агрегат компании, то она может наложить санкции и запчасти у нее заказать больше не получится.

Поэтому в поставках деталей России отказывают иногда даже дружественные государства, которые искренне хотели бы помочь. Все они летают Airbus и Boeing и боятся попасть под санкции США.

Подобное утверждение оспорил Вадим Базыкин. Как указал пилот, американцы не такие ярые политики, они в основном бизнесмены, поэтому «эта лавочка вряд ли будет когда-нибудь полностью прикрыта».

«Конечный поставщик действительно всегда известен, но мне трудно представить ситуацию, при которой мы где-то втихаря закупаем двигатель и вешаем его на самолет, — продолжил эксперт. — В Соединенных Штатах прекрасно знают, какие запчасти они продают и куда. Заниматься чистой политикой им попросту невыгодно».

Стало ли больше поломок?

Специалисты уверяют, что поломок лайнеров стало не намного больше, однако они стали серьезнее.

«Бывает, что приходишь и начинаешь готовить кабину, выскакивает какой-то отказ, мы думаем, что его можно как-то обнулить и дальше продолжать рейс, — продолжил Андрей Литвинов. — Пассажиры в это время сидят на борту и ждут, приходит инженер, смотрит, мы начинаем какие-то процедуры делать, чтобы избавиться от него. Бывает, решить проблему получается сразу».

Поломок лайнеров стало не намного больше, однако они стали серьезнее

Поломок лайнеров стало не намного больше, однако они стали серьезнее

Фото: Сафрон Голиков / Коммерсантъ

Эксперт объяснил, что авиация работает по документам, в частности, используется «Перечень минимального исправного оборудования» (MEL). «Я открываю конкретную страницу и смотрю, могу ли я вылетать с этим отказом или нет, — отметил Литвинов. — Если нет, то я никогда не возьму на себя такую ответственность и не буду вылетать. Если проблема с самолетом произошла уже в воздухе, действует не MEL, а процедуры, которые предусмотрены при возникновении этой поломки. Все прописано, командиры всегда четко этому следуют».

Каннибализм по-авиационному

Несмотря на трудное для авиации время, России все-таки удалось сохранить парк воздушных судов. Ранее в ноябре в Минтранспорта указали, что сейчас он насчитывает 1165 гражданских пассажирских самолетов — примерно столько же их было полтора года назад.

«Критических проблем с эксплуатацией нет, — заявил Владимир Попов. — Даже если они возникают, к примеру, предстоит большое число перевозок в праздничные или в предпраздничные дни, мы прибегаем к так называемому авиационному каннибализму».

С одного самолета снимается деталь, запчасть или даже целый блок и отдается на другие. В результате один лайнер бывает «раздет», а другие пять отправляются в рейсы

Не исключено, что иногда таким самолетам-донорам приходится простаивать по полгода и даже по несколько лет. Потом их просто начинают списывать и утилизировать в полном объеме. Смысла восстанавливать их нет, поскольку у них, как правило, остается маленький летный ресурс. Именно так выглядит жизненный цикл авиационной техники.

На какой стадии находится производство российских лайнеров?

В начале 2024-го стало известно, что «Аэрофлот» получит первые пять воздушных судов Ту-214 уже в декабре 2024-го — январе 2025-го. Всего до конца следующего года, согласно инвестпроекту льготного лизинга, национальный перевозчик пополнит парк 18 самолетами МС-21, 34 — SJ-100, и 11 — Ту-214.

Новые Ту-214 будут рассчитаны на 170-175 пассажиров. Они будут иметь двухклассную компоновку салона: 12 кресел в бизнес-классе и 163 — в экономе.

Шаг кресел будет составлять 96 сантиметров в бизнес-классе и 78 сантиметров — в экономическом. Боле того, у сидений будут откидные обеденные столики, USB-разъемы и розетки, для бизнес-путешественников предусмотрены и коктейльные столики на подлокотниках.

С 2026 года на местах повышенной комфортности появятся развлекательные мониторы

На борту Ту-214 будет интернет, но не в воздушных судах первых поставок. При этом, как ранее заявлял заслуженный пилот России Юрий Сытник, в скором времени отечественные самолеты могут легко сравниться по оснащению с такими воздушными судами, как Boeing 737, Boeing 700, Boeing 800 и Airbus 321.

«Самолеты ломались с самого рождения и в самое хорошее время тоже, — отметил в беседе с «Лентой.ру» Сытник. — А сейчас вообще не самое хорошее время. Но переживать за безопасность полетов все равно не стоит».

Самолеты остаются самым безопасным видом транспорта

Самолеты остаются самым безопасным видом транспорта

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Летчик напомнил, что недавно Госсекретарь США Энтони Блинкен не мог вылететь из Давоса из-за поломки самолета, и это при том, что Boeing был новый. По мнению Сытника, это говорит о том, что даже такая мощнейшая корпорация делает машины, которые падают, у которых отпадают двери и отказывают двигатели.

К сожалению, далеко не все понимают, что стремление экипажа и командира корабля — это всегда с достоинством и с полной безопасностью выполнить поставленную перед ним задачу

заслуженный пилот России Юрий Сытник

Он добавил, что после некоторых улучшений российские лайнеры можно смело ставить в один ряд с иностранными бортами не только по техническому оснащению, но и по уровню комфорта. Однако как это будет выглядеть на деле, покажет только время.

Вадим Базыкин со своей стороны отметил, что у России действительно хорошие воздушные суда. По его словам, Ил-96 — великолепный самолет, только в нем не два мотора, как в Boeing, а четыре, поэтому и расход топлива будет в два раза больше.

Хорошие двигатели стоят и на Ту-204 и Ту-214, считает летчик. Они проигрывают в экономичности западным, но они тоже хорошие и проверенные. При этом, по словам пилота, отечественные самолеты всегда будет дешевле, чем американские, поскольку рабочий труд в России дешевле.

«Здесь пока один вариант: работать аккуратно, пока есть силы и возможность летать на Boeing и Airbus и параллельно запускать свой парк, — заявил Базыкин. — Понятно, что мы не сделаем лучший самолет в течение 20 лет, но в течение 30 лет это в любом случае произойдет».

Российские пилоты считают, что переживать за безопасность полетов пассажирам не стоит

Российские пилоты считают, что переживать за безопасность полетов пассажирам не стоит

Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Рассуждая о безопасности полетов, летчик подчеркнул, что отечественные авиакомпании сталкиваются с жесткими требованиями в этом вопросе.

«Мы всегда думали, что Росавиация — это мать родная, — признался он. — Но на самом деле — это мачеха, которая не дает нам ни сна, ни покоя. Все время старается обвинить в том, что мы что-то неправильно делаем.

Но я считаю, в наше время так и нужно относиться к перевозчикам. Если агентство узнает о каком-то контрафакте, сразу же заводится уголовное дело, тут можно даже не сомневаться».

Полет отдан на откуп командира воздушного судна, а все техническое содержание — инженеров и авиакомпании, сообщил Базыкин. Поэтому каждый из них максимально ответственно относится к своей работе и, разумеется, заботится о безопасности пассажиров.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше