Молнии в земной атмосфере помогают летать спутникам

Молнии в атмосфере влияют на то, что происходит в тысячах километров от поверхности планеты. Именно им, считают сотрудники NASA, обязана своим существованием безопасная зона между двумя радиационными поясами Земли, где могут беспрепятственно перемещаться искусственные спутники.

Радиационные пояса Ван Аллена - кольца из заряженных частиц, лежащие вблизи плоскости экватора и удерживаемые магнитным полем Земли - были обнаружены в 1958 году. Природа зазора между ними долгое время оставалась невыясненной. Согласно одной из гипотез, "зияние" образовалось под воздействием радиоволн, источники которых находятся в далеком космосе.

Новая модель основана на том, что при грозах, кроме видимой вспышки, генерируются рентгеновское и радиоизлучение (которое, в частности, можно обнаружить по шумам в эфире коротковолновых радиостанций). Радиоволны взаимодействуют с заряженными частицами, изменяя их направление движения и энергию. "Дезориентированные" частицы попадают в атмосферу, сталкиваются там с молекулами - и "выбывают из игры".

"Если бы не этот эффект", - говорит доктор Джеймс Грин (James Green), сотрудник NASA и один из авторов открытия, - "мы бы имели дело со сплошным поясом заряженных частиц, начинающимся на высоте в несколько сотен километров и толщиной в десятки тысяч километров. Средневысотные спутники, используемые для таких задач, как GPS-навигация, тогда едва ли смогли бы выполнять свои функции".