Эксперты назвали аргументы в пользу перехода на цифровое удостоверение водителя

Эксперты: переход на цифровые водительские права исключит их подделку и удалит атавизм
СюжетОСАГО

Фото: Melissa Erichsen / dpa / Globallookpress.com

Полноценное внедрение цифрового водительского удостоверения почти полностью искоренит подделку прав, а также благоприятно скажется на экономической ситуации/ Такое мнение высказали эксперты, опрошенные РАПСИ.

Ранее стало известно, что ГИБДД и министерство транспорта РФ ведут подготовку проекта постановления правительства об уравнивании цифровых и бумажных водительских документов.

«В рамках законодательства и в первую очередь указа президента о цифровизации экономики и госуслуг (цифрового правительства) ускоренными темпами идет этот процесс во всех сферах. Цифровые документы лучше защищены и подделать пока практически невозможно электронный документ с онлайн подтверждением… Если можно подтвердить право на управление автомобилем через сервис, зачем требовать возить с собой оригинал?» — заявил РАПСИ адвокат Александр Бурчук.

Правовой режим на управление транспортным средством сущностно ничем не отличается от лицензий на отдельные виды деятельности, которые полностью перешли в электронный вид, считает адвокат Станислав Жигалов.

«Напомню, что лицензирование в нашей стране было цифровизовано: лицензии как документы, напечатанные на красивом бланке, больше не выдаются, зато можно получить выписку из соответствующего реестра в режиме реального времени. Констатирую, что общество заинтересовано в презумпции наличия у водителя знаний и навыков, позволяющих ему управлять транспортным средством, а то в какой форме фиксируется юридический факт, гарантирующий эту презумпцию — совершенно неважно. Сотрудники ГИБДД оснащены специальной техникой, позволяющей идентифицировать наличие у водителя права на управление транспортным средством», — заявил РАПСИ Жигалов.

Собеседник агентства считает, что реформа должна подразумевать существенную корректировку текста статьи 12.3 КоАП (Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД) в связи с отсутствием всякой общественной опасности от такого деяния в цифровую эпоху.

С ним солидарен и глава юридической компании «Коллегия правовой защиты» Виктор Травин, считающий стопку документов в бардачке — атавизмом.

«В век цифровизации стоит забыть прошлое, когда водитель должен был возить с собой в бардачке чуть ли не 12 документов. Относительно наказания в КоАП за забытые права, я считаю, что от избавления от этой нормы государство и общество ничего не потеряют — у любого сотрудника ГИБДД есть доступ к общей базе, а штраф за нарушения — смехотворный», — считает Травин.

Важно не только желание переходить на цифровые документы, но и максимально четко прописать в законе формулировки, чтобы сотрудники ГИБДД не требовали у водителя возить оба документа, считает адвокат Илья Боровков из АБ «Коблев и партнеры».

«Важно, чтобы сотрудники ДПС не манипулировали требованиями законодательства и не заставляли наряду с цифровыми водительскими документами иметь с собой их бумажный вариант для предъявления. Данная проблема была при введении цифровых полисов ОСАГО. Решению данной проблемы должно послужить внесение соответствующих изменений в ПДД, где должно быть четко прописано, что при предъявлении водительских документов в электронном виде, сотрудник ГИБДД не уполномочен требовать их в бумажном варианте», — заявил РАПСИ Боровков.

Он также согласен с тем, что внесение изменений позволит сократить количество подделок в руках водителей, но отметил, что законодателю и государству важно помнить о сохранности персональных данных.

Однако эксперт считает, что реформировать КоАП из-за уравнивания цифровых и пластиковых ВУ не стоит из-за заботы о старшем поколении.

«Необходимость изменений в КОАП РФ без текста проекта оценить сложно, но представляется, что они не потребуются. Уверен, что часть населения, прежде всего люди старшего поколения, продолжат пользоваться именно бумажной версией водительских документов. Значит, что в таком случае ст. 12.3 КоАП РФ продолжит применяться за «забытые» водительские документы в бумажном виде. Ответственность водителей, оформивших электронные водительские документы, по данной статье представить сложно, но все зависит от того, как будет происходить процесс идентификации электронных документов», — подчеркнул адвокат.

Эксперт предполагает, что законодатель предложит каждому водителю свой индивидуальный идентификатор, который позволит даже без предоставления электронного документа на каком-либо техническом устройстве проверить данные о водителе и его автотранспортном средстве.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше