Юристы рассказали о судебной практике в геймдеве

В геймдеве заметили нехватку юристов

Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

Юристы рассказали о судебной практике применительно к геймдеву в России.

«Сегодня судебная и правоприменительная практика в игровой индустрии может быть очень разнообразна по своему предмету», — говорит преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School (входит в Ultimate Education), профессор СПбГУ Владислав Архипов.

В качестве основных направлений эксперт выделяет следующие: споры между игровыми компаниями и представителями других креативных индустрий, по вопросам авторского права или использованию цифровых образов известных личностей.

Например, как это было в случае Линдси Лохан и Take-Two в 2018 году, где актриса пыталась доказать, что разработчики GTA V незаконно использовали ее изображение. Однако суд не нашел сходства, но признал, что изображения персонажей компьютерных игр могут рассматриваться как изображения реальных людей

По мнению управляющего партнера Semenov&Pevzner, преподавателя образовательной платформы Moscow Digital School Романа Лукьянова, сегодня в России есть два основных вектора, в которых судебная практика именно формируется, а не копируется по аналогичным спорам в других отраслях экономики.

Эксперт отмечает, что это споры по борьбе с цифровым пиратством и споры игроков с паблишерами и разработчиками. Например, в 2022 году был прецедент с привлечением к уголовной ответственности по Андрея Кираснова, который разработал специальную чит-программу для World of Tanks и продавал ее игрокам за реальные деньги.

Добавились также коллективные иски. Так, в 2022 году иск был подан игроками против Sony Interactive Entertainment Europe Limited с требованием восстановить им доступ к магазину видеоигр PS Store и компенсировать моральный вред.

По словам главного юрисконсульта практики интеллектуальной собственности компании «ЭБР» Кирилла Ляхманова, несмотря на относительную молодость отрасли в России, споров, связанных с видеоиграми, с каждым годом становится все больше. И в ближайшие пару лет их количество будет расти в геометрической прогрессии. Эксперт связывает такую динамику с ростом бизнес-активности рынка, и с тем, что отдельные аспекты видеоигр не регулируются законодательством. В связи с этим бизнес вынужден обращаться за решением в суд.

Аналогичного мнения придерживается Роман Лукьянов. По его мнению, рост индустрии будет способствовать востребованности юридических услуг даже несмотря на ну уход крупных игроков с российского рынка. Эксперт отмечает, что даже с февраля 2022 года динамика судебных споров, связанных с видеоиграми, не сильно снизилась, а спрос на юридические услуги в индустрии видеоигр выше, чем кажется.

Кроме того, согласно исследованию образовательной платформы Moscow Digital School и рекрутинговой компании Get experts, сегодня на трудовом рынке в России наблюдается нехватка юридических кадров, специализирующихся на поддержке игровой индустрии.

На замещение одной вакансии требуется более двух месяцев. А вот платить юристам по GameDev, готовы порядка 493 тысяч рублей в Москве и области, 216 тысяч рублей — в других регионах России.

«Проблема в то, что статья 1062 ГК РФ ориентирована, прежде всего, на азартные игры, поэтому вопрос о ее применении к компьютерным играм считается спорным», — говорит Владислав Архипов.

Работа в геймдеве для российских юристов сегодня есть, хотя рынок существенно изменился. По мнению Владислава Архипова, из клиентского профиля консультантов в значительной степени ушли запросы от западных игровых компаний, но интерес у восточной игровой индустрии к российским специалистам остался. Эксперт также отмечает, что на протяжении последних лет к консультантам игровые компании обращаются преимущественно по нестандартным вопросам, например, по поводу оценки контента с точки зрения реакции государственных органов и общественности, правовых рисков использования образов реальных объектов и людей в игровом контенте. Кроме того, по мнению эксперта, сегодня в России к этой палитре запросов добавились и претензии пользователей относительно ограничений доступа к контенту.

По словам Кирилла Ляхманова, кроме стандартных задач по интеллектуальными правам, в последний год клиенты активно интересуются вопросами санкционного комплаенса, возможностями вывода продуктов на зарубежные рынки и транзакциями с иностранным элементом. Кроме того, из-за возрастающей роли удаленной работы у клиентов выросло количество запросов, связанных с налогами и трудовым правом.

Кирилл Ляхманов считает, что кроме вполне очевидных для индустрии навыков, очень важно умение строить партнерские отношения с клиентом: заказчики в GameDev ожидают не столько юриста, сколько бизнес-партнера с глубокой юридической экспертизой и широким кругозором. Кроме того, юристу в индустрии очень важно иметь восприимчивое, открытое сознание: многие аспекты работы за пределами трудовых отношений и товарных знаков слабо регулируются законодательством и требуют креативного подхода.

По словам Владислава Архипова, знание игровой индустрии с точки зрения истории (особенно, ее деловой стороны), концепций, бизнес-процессов, пользовательского опыта будет значительным преимуществом при выборе между двумя юристами с одинаковым уровнем компетенции.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше