Тусклое золото Тлен и разруха древнерусских городов

Цикл«Лента.ру»-2017: лучшее
24 фото

Автором известного теперь бренда «Золотое кольцо» признан журналист газеты «Советская культура», искусствовед, литератор и художник Юрий Бычков. В октябре 1967 года он опубликовал серию из восьми очерков о древнерусских городах: Сергиевом Посаде, Переславле-Залесском, Ростове Великом, Ярославле, Костроме, Иваново, Суздале и Владимире. Материалы были объединены в общую рубрику «Золотое кольцо».

Спустя полвека фотограф Артур Бондарь решил повторить путешествие Бычкова — посмотреть, что представляет собой Золотое кольцо сегодня и как живут там люди. Как человек, впервые увидевший эту часть страны, он решил, что будет просто снимать жизнь и быт местного населения и записывать свои ощущения от увиденного, не делая никаких выводов. Его впечатления — в фотогалерее «Ленты.ру».

Перед въездом в центр города мы решили поехать на место древнего городища и посмотреть на исполняющий желания Синий камень. Подъехав к предполагаемому городищу, мы увидели человека, строящего дом на колесах, а рядом был еще один, в котором он и его супруга Елена живут уже три года. Это была удивительная встреча. За горячим травяным чаем мы долго разговаривали о мечтах, о том, как найти себя и заниматься любимым делом несмотря ни на что. К камню решили не ходить — отправились на центральную площадь, где начинались народные гулянья. Потом мы сделали круг почета вокруг церкви и памятника Александру Невскому и отправились дальше.

Народные гулянья на центральной площади в Переславле-Залесском

Фото: Артур Бондарь

Свидетельница поправляет платье невесты у входа в церковь перед обрядом венчания.

Переславль-Залесский

Автомобильный музей «ГАРАЖ». В числе прочего тут выставлены автомобили военных лет отечественного и иностранного производства.

Фото: Артур Бондарь

В город приехали поздно ночью. В 7:30 утра поплыли на речном трамвае «Москва-52» — как оказалось, это единственный кораблик, который еще на ходу, из десятка тех, что были здесь раньше. Шум волн Волги и пассажиры-дачники, играющие в карты. На борту познакомился с Натальей Васильевной (бывшая учительница). Я поинтересовался, знает ли она о происхождении Золотого кольца, но она не смогла вспомнить, откуда пошло это название. Наталья Васильевна много рассказывала и о местных церквях, и о местных царьках, которые захватили все земли с выходом к Волге, и о том, как было здесь раньше. Сегодня, она говорит, часто можно увидеть такую сцену: «Забегает пузатик в черном с золотой цепью на шее в церковь, монашка ему покажет, куда свечку ставить, он поставит и побежал дальше зло творить».

Мальчик ставит свечу во время воскресной службы в церкви Воскресения на Дебре в Костроме

Вернувшись на берег, мы пошли вдоль пляжа. Встретили Вадика и Даню, мальчишек лет десяти, которые насыпали песок в пластиковые бутылки и поднимали их на крышу пляжной беседки. Смысл этой забавы остался для нас тайной.

С пляжа мы пошли в сторону моста, который был на ремонте. Я сделал пару кадров, и к нам тут же подошел сотрудник полиции. Он переживал, что мы американские шпионы, и я своей «Лейкой» уже передал все координаты GPS в ЦРУ. Я пожал плечами и сказал, что это не «Лейка», а «Хассельблад», но мои объяснения не показались стражу порядка убедительными. Пришлось включить режим «я турист» и направиться в видневшийся неподалеку храм.

На городском пляже в Костроме

Фото: Артур Бондарь

Мы не могли пройти мимо этого храма. Он был старый и красивый, как пряничный домик. А вот служба была долгой и скучной. Я отснял пленку и перезарядил батарейки, после чего увидел табличку «Cнимать запрещено, а говорящим в церкви посылаются скорби».

Прихожане заказывают чтение молитв в Ипатьевском монастыре в Костроме

Фото: Артур Бондарь

На выезде из Костромы мы решили зайти в «Костромскую слободу» — архитектурный музей под открытым небом. Там праздновали День российского казачества. В торжествах было что-то душевное — правда, так глубоко запрятанное за иллюзией веры и псевдопатриотизмом, что распознать это с первого взгляда было практически невозможно. Двух казаков с грудой орденов, сверкающих на грудях, я спросил про Золотое кольцо. Один из них сказал, что точно видел статью в местной газете, но не успел прочитать, поэтому не знает, откуда пошло это название.

Празднование Дня российского казачества на территории музея-заповедника «Костромская слобода»

На территории музея-заповедника «Костромская слобода»

Фото: Артур Бондарь

Сухие березы на подтопленных участках леса по дороге из Костромы в Ярославль

Заброшенная церковь по дороге из Костромы в Ярославль

Звуки поп-музыки и крики с трибуны сообщили нам, что сегодня марафон «Золотое кольцо». То и дело в городе мы встречали людей с медалями за участие в марафоне. Мы сходили на стрелку (место слияния рек Волги и Которосли) и прошлись по центру, который оказался перекопанным. Сам город, как и его жители, был весел и наслаждался последними солнечными днями бабьего лета.

Вид из научно-просветительского центра В. Терешковой в Ярославле

Фото: Артур Бондарь

Суздаль показался не только провинциально неспешным, но, можно сказать, утомленным. Люди явно устали от летнего сезона, хотя все еще выдавливали из себя привычное: «На конную экскурсию поедем?» Ответ «Нет, спасибо», похоже, вполне устраивал.

На улице Суздаля

Посещение некоторых церквей сделали платным, что придало горчинку этому медово-религиозному раю. А перекрытый мост при въезде в город отправлял туристов в принудительный тур по городским улочкам.

«Потемкинские деревни» в городе-музее Суздале

Фото: Артур Бондарь

Покидая город, мы зашли в мастерскую, сделанную в виде часовни, где художник писал иконы. На вопрос об истории Золотого кольца он недовольно ответил, что никогда таким вопросом не задавался.

Два раритетных автомобиля ГАЗ-21 на парковке возле одной из церквей в Суздале

Когда мы выехали из Суздаля, заехали в умирающую деревню Киболь. В этой деревне стоит в руинах абсолютно прекраснейший храм Флора и Лавра (1803 г.), которому воскреснуть уже не суждено. Валерий Леонтьевич (пенсионер и коренной житель села) рассказал, что храм закрыли еще при Хрущеве, а не восстанавливают потому, что понимают: денег он не принесет — нет прихода, село ведь вымирает. Только в пяти домах живут постоянно.

Надписи, оставленные на кирпичах храма Флора и Лавра недалеко от Суздаля

Фото: Артур Бондарь

Маленький, уютный городок, раскинувшийся на берегу Волги. От 6 000 человек населения здесь осталось всего 700. Для города маловато. Вяленая рыба, батиковые расписные платки и множество сувениров. На полке антикварного магазина увидел советское домино с надписью «Днепропетровск» на крышке.

Первый же двор, в который мы свернули, оказался сувенирной лавкой с двумя милыми продавщицами. Более взрослая сразу выпалила: «Мальчики, черное мороженое берите!» Я спросил их про Золотое кольцо и его историю, на что обе почти хором ответили: «А Бог его знает…»

Мужчина по пояс в воде толкает лодку к припаркованной невдалеке яхте. Видно, что это требует от него значительных усилий. В лодке сидит молодая девушка и улыбается ему. По пирсу к ним бежит приятель с заиндевелой бутылкой водки и кричит: «Э-э-э, меня забыли!»...

Продавщицы сувениров в городе Плёсе

Фото: Артур Бондарь

В Калязин мы заехали рано-рано утром, когда маленький провинциальный городок только просыпался. Продавцы на местном рынке неспешно раскладывали и развешивали свои товары. Наплыва туристов они, судя по всему, не ожидали, но любому заезжему гостю были рады.

Затопленная колокольня Никольского собора и зеркальная гладь воды Угличского водохранилища делали атмосферу еще более умиротворенной. В целом ощущение от города было приятное и теплое, как согретый последними солнечными лучами воздух.

Рынок в Калязине

Фото: Артур Бондарь

Я прозвал его «городом ленинской славы» —  здесь то и дело натыкаешься на артефакты и топонимы коммунистического прошлого: улица Красной Армии, барельефы Ленина и его цитаты, вроде той, что до сих пор украшает одно из зданий на центральной площади «…Пролетариат московский, питерский и иваново-вознесенский… доказал на деле, что никакой ценой не уступит завоевания революции». Центральный железнодорожный вокзал украшен революционного содержания картинами, панно и мозаиками. Иваново словно дышит революционным прошлым, поэтому видеть его в списке городов Золотого кольца еще удивительнее. Как известно, путь к коммунизму предполагал отказ от религии и разрушение церквей, а ведь именно древними церквями Золотое кольцо известно сегодня.

Памятник борцам революции 1905 года на центральной площади Иваново

Фото: Артур Бондарь

Я прозвал его «городом ленинской славы» — здесь то и дело натыкаешься на артефакты и топонимы коммунистического прошлого: улица Красной Армии, барельефы Ленина и его цитаты, вроде той, что до сих пор украшает одно из зданий на центральной площади «…Пролетариат московский, питерский и иваново-вознесенский… доказал на деле, что никакой ценой не уступит завоевания революции». Центральный железнодорожный вокзал украшен революционного содержания картинами, панно и мозаиками. Иваново словно дышит революционным прошлым, поэтому видеть его в списке городов Золотого кольца еще удивительнее. Как известно, путь к коммунизму предполагал отказ от религии и разрушение церквей, а ведь именно древними церквями Золотое кольцо известно сегодня.

Река в центре города обмелела почти полностью, но рыбаки не теряют надежды. Эти парни, судя по всему, бродяги, которые живут на берегу в заброшенном здании, напоминающем корабль.

Утро было жарким, и, остановившись у церкви, большинство которых здесь выглядят  новоделами, мы выпили холодного монастырского кваса. Приятным открытием стал Введенский храм (1907 г.). Наверное, такими и должны быть храмы.

Когда я сделал пару кадров внутри, ко мне подошла молодая монахиня и тихо сказала: «Только вы крупно иконы не снимайте, а общие планы — пожалуйста». А через пять минут съемки ко мне подошла более взрослая монахиня и недовольно сообщила, что в храме снимать запрещено. Такое вот разное прочтение заповедей...

Площадь перед центральным железнодорожным вокзалом в Иваново

Фото: Артур Бондарь

Утро было жарким, и, остановившись у церкви, большинство которых здесь выглядят новоделами, мы выпили холодного монастырского кваса. Приятным открытием стал Введенский храм (1907 г.). Наверное, такими и должны быть храмы.

Ростов Великий встретил нас тучами и моросящим дождем. Конечно, невозможно быть в Ростове и не посетить Ростовский кремль. Мы взобрались на смотровую площадку и получили огромное удовольствие от вида кремля и города с высоты птичьего полета. Можно только представить, как этот великий город выглядел раньше. Затем мы пошли на набережную, где капитан Рашид за 30 минут сделал нам обзорную экскурсию вдоль кремля и Рождественского острова на своем катере.

Ростовский кремль, вид с озера Неро

Фото: Артур Бондарь

На мой уже привычный вопрос о Золотом кольце капитан Рашид сказал, что он не знает, но знает человека, который точно это знает, только он сейчас уехал. Попрощавшись, мы побрели по старым торговым рядам, где бабушки торговали зеленью, капустой и помидорами, а по улицам туда-сюда бегала отбившаяся от хозяев собака породы хаски.

Статуя Ленина у старинного здания торговых рядов в Ростове Великом

Мы проехали 850 километров, поговорили с многими людьми. Можно смело сказать, что Золотое кольцо и правда золотое по своему культурно-историческому значению. Но историю происхождения этого, возможно, самого важного и брендового туристического маршрута Центральной России не знает никто. Это не делает его хуже, но я считаю, что мы должны знать его историю. По крайней мере, туристы только выиграют, услышав интересную историю путешествия одного журналиста.

Сенокос в поле по дороге из Костромы в Ярославль

Фото: Артур Бондарь

Самое главное украшение этой золотой короны России, как еще называют этот маршрут, — это удивительные люди, без которых Золотое кольцо так и осталось бы печатными буквами в заметке из газеты «Советская культура» за октябрь 1967 года.

Народные гулянья в Переславле-Залесском

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций