Вылетело в трубу Редкие снимки испытаний засекреченных самолетов и летающих тарелок

21 фото

На протяжении XX века НАСА (и его предшественник — НАКА) использовало аэродинамические трубы для испытаний и усовершенствования конструкций самолетов, космических аппаратов и многих других транспортных средств. В научно-исследовательском центре Лэнгли (штат Вирджиния) и исследовательском центре Эймса (штат Калифорния) были построены десятки туннелей для имитации высокой скорости ветра, турбулентности, обледенения и ионизации. Некоторые сооружения достигали гигантских размеров, однако в 1990-х годах развитие компьютерного моделирования привело к тому, что часть старых объектов снесли. Коллекция фотографий аэродинамических труб НАСА — в галерее «Ленты.ру».

Техник открывает дверь, встроенную в направляющий аппарат 16-футовой трансзвуковой аэродинамической трубы научно-исследовательского центра Лэнгли. Этот комплекс, диаметр секции которого достигает 16 футов (около 5 метров), был построен в 1939 году и отремонтирован в 1990 году. Ветер в трубе может разгоняться до околозвуковых или сверхзвуковых скоростей (от 241 до 1600 километров в час).


В изгибах трубы находятся четыре направляющих аппарата, которые имеют форму овала и пересекают трубу под углом 45 градусов. Их лопатки равномерно перенаправляют воздушные потоки, мчащиеся по туннелю длиной 300 метров. В их отсутствие воздушные массы скапливались бы на внешней стороне изгиба, создавая турбулентность, которая сделала бы испытания невозможными. Недавно трубу использовали для разработки прямоугольных (плоских) сопел новой конструкции, способных направлять выхлопной поток в любую сторону. Такой метод векторизации тяги позволит разработать военные самолеты с очень маленьким хвостом или вовсе без хвостового оперения.

Направляющий аппарат аэродинамической трубы

Фото: Bill Taub / NASA

Техник открывает дверь, встроенную в направляющий аппарат 16-футовой трансзвуковой аэродинамической трубы научно-исследовательского центра Лэнгли. Этот комплекс, диаметр секции которого достигает 16 футов (около 5 метров), был построен в 1939 году и отремонтирован в 1990 году. Ветер в трубе может разгоняться до околозвуковых или сверхзвуковых скоростей (от 241 до 1600 километров в час).

В изгибах трубы находятся четыре направляющих аппарата, которые имеют форму овала и пересекают трубу под углом 45 градусов. Их лопатки равномерно перенаправляют воздушные потоки, мчащиеся по туннелю длиной 300 метров. В их отсутствие воздушные массы скапливались бы на внешней стороне изгиба, создавая турбулентность, которая сделала бы испытания невозможными. Недавно трубу использовали для разработки прямоугольных (плоских) сопел новой конструкции, способных направлять выхлопной поток в любую сторону. Такой метод векторизации тяги позволит разработать военные самолеты с очень маленьким хвостом или вовсе без хвостового оперения.

Воздухозаборник для туннеля номер один. В 1920 году Национальный консультативный комитет по воздухоплаванию (НАКА) завершил строительство первого аэродинамического комплекса, являющегося аналогом туннеля в Великобритании. Сотовая структура обеспечивает устойчивый, нетурбулентный поток воздуха.

Воздухозаборник

Фото: Langley Research Center / NASA

Воздухозаборник для туннеля номер один. В 1920 году Национальный консультативный комитет по воздухоплаванию (НАКА) завершил строительство первого аэродинамического комплекса, являющегося аналогом туннеля в Великобритании. Сотовая структура обеспечивает устойчивый, нетурбулентный поток воздуха.

Высокоскоростная аэродинамическая труба, расположенная в строении 641 в научно-исследовательском центре Лэнгли, представляет собой железобетонную конструкцию, в которой скорость ветра достигает скорости звука.

Высокоскоростная аэродинамическая труба

Фото: Langley Research Center / NASA

Высокоскоростная аэродинамическая труба, расположенная в строении 641 в научно-исследовательском центре Лэнгли, представляет собой железобетонную конструкцию, в которой скорость ветра достигает скорости звука.

Полноразмерный разведывательный гидросамолет Loening SL установлен для тестирования в аэродинамической трубе научно-исследовательского центра Лэнгли.

Гидросамолет Loening SL

Фото: Library of Congress

Полноразмерный разведывательный гидросамолет Loening SL установлен для тестирования в аэродинамической трубе научно-исследовательского центра Лэнгли.

Инженер Чарльз Циммерман (Charles Zimmerman) разработал экспериментальный самолет Vought V-173, прозванный «летающим блином». Вертикальный взлет и посадка делали машину пригодной для размещения на палубах военных судов. Прототип, на основе которого был создан палубный истребитель Vought XF5U, испытывался в аэродинамической трубе 28 ноября 1941 года.

«Летающий блин»

Фото: Langley Research Center / NASA

Инженер Чарльз Циммерман (Charles Zimmerman) разработал экспериментальный самолет Vought V-173, прозванный «летающим блином». Вертикальный взлет и посадка делали машину пригодной для размещения на палубах военных судов. Прототип, на основе которого был создан палубный истребитель Vought XF5U, испытывался в аэродинамической трубе 28 ноября 1941 года.

Пятиметровая лопасть вентилятора высокоскоростной аэродинамической трубы, 1943 год.

Вентилятор аэродинамической трубы

Фото: Langley Research Center / NASA

Пятиметровая лопасть вентилятора высокоскоростной аэродинамической трубы, 1943 год.

Вид изнутри на строительство сужающейся части аэродинамической трубы Исследовательского центра Эймса, июль 1943 года.

Строительство аэродинамической трубы

Фото: Langley Research Center / NASA

Вид изнутри на строительство сужающейся части аэродинамической трубы Исследовательского центра Эймса, июль 1943 года.

Шесть 12-метровых вентиляторов в аэродинамической трубе Исследовательского центра Эймса. Каждый из них приводится в движение электрическим мотором мощностью 6 тысяч лошадиных сил (около 4,5 мегаватта). Скорость генерируемого воздушного потока может достигать 370 километров в час.

Вентиляторы в аэродинамической трубе

Фото: Langley Research Center / NASA

Шесть 12-метровых вентиляторов в аэродинамической трубе Исследовательского центра Эймса. Каждый из них приводится в движение электрическим мотором мощностью 6 тысяч лошадиных сил (около 4,5 мегаватта). Скорость генерируемого воздушного потока может достигать 370 километров в час.

Высокоскоростной аэродинамический комплекс Лаборатории аэронавтики Эймса, 1 марта 1948 года.

Лаборатория аэронавтики Эймса

Фото: NASA

Высокоскоростной аэродинамический комплекс Лаборатории аэронавтики Эймса, 1 марта 1948 года.

Выходная часть аэродинамической трубы и вентиляторы диаметром около 11 метров, мощность электродвигателей которых достигает 4 тысяч лошадиных сил (около 3 мегаватт).

Выходная часть аэродинамической трубы

Фото: Langley Research Center / NASA

Выходная часть аэродинамической трубы и вентиляторы диаметром около 11 метров, мощность электродвигателей которых достигает 4 тысяч лошадиных сил (около 3 мегаватт).

Сверхзвуковой аэродинамический компрессор с роторными лопастями

Фото: NASA

В левом нижнем углу фотографии виден кусок винта, который был сорван у испытательного вертолета во время тестирования в аэродинамической трубе в научно-исследовательском центре Лэнгли, 1948 год.

Неудачное испытание

Фото: Langley Research Center / NASA

В левом нижнем углу фотографии виден кусок винта, который был сорван у испытательного вертолета во время тестирования в аэродинамической трубе в научно-исследовательском центре Лэнгли, 1948 год.

Летательный аппарат вертикального взлета AvroVZ-9V Avrocar с хвостовым оперением. Машина была установлена на стойках с регулируемой высотой в аэродинамической трубе 3 марта 1961 года. Avrocar обладал плохими аэродинамическими характеристиками, поэтому проект был закрыт.

«Летающая тарелка» Avrocar

Фото: NASA

Летательный аппарат вертикального взлета AvroVZ-9V Avrocar с хвостовым оперением. Машина была установлена на стойках с регулируемой высотой в аэродинамической трубе 3 марта 1961 года. Avrocar обладал плохими аэродинамическими характеристиками, поэтому проект был закрыт.

Вид сверху на Avrocar

Фото: NASA

Летательный аппарат для отработки лунных посадок

Фото: NASA

Вентиляторы аэродинамической трубы Исследовательского центра Эймса

Фото: Tom Trower / NASA

Испытательный прототип сверхзвукового самолета на тестировании в научно-исследовательском центре Лэнгли.

Прототип сверхзвукового самолета

Фото: Langley Research Center / NASA

Испытательный прототип сверхзвукового самолета на тестировании в научно-исследовательском центре Лэнгли.

Вид с высоты на трансзвуковую аэродинамическую трубу в научно-исследовательском центре Лэнгли в 1980 году.

Трансзвуковая аэродинамическая труба Лэнгли

Фото: Langley Research Center / NASA

Вид с высоты на трансзвуковую аэродинамическую трубу в научно-исследовательском центре Лэнгли в 1980 году.

Исследователь проверяет скопление льда на гондоле турбовинтового двигателя в ледяной аэродинамической трубе в 1983 году. Гондола была установлена на боку, чтобы разместить входное отверстие по центру в облачной среде.

Обледенение турбовинтового двигателя

Фото: NASA

Исследователь проверяет скопление льда на гондоле турбовинтового двигателя в ледяной аэродинамической трубе в 1983 году. Гондола была установлена на боку, чтобы разместить входное отверстие по центру в облачной среде.

После своего закрытия в 1996 году трансзвуковая аэродинамическая труба была снесена в 2011-м.

Снос трансзвуковой аэродинамической трубы

Фото: Sean Smith / Langley Research Center / NASA

После своего закрытия в 1996 году трансзвуковая аэродинамическая труба была снесена в 2011-м.

Снос строений 640 и 641 научно-исследовательского центра Лэнгли.

Снос зданий научно-исследовательского центра Лэнгли

Фото: Langley Research Center / NASA

Снос строений 640 и 641 научно-исследовательского центра Лэнгли.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше