Приключения "Электрона" Российский траулер третьи сутки уходит от погони в Баренцевом море

Третьи сутки корабли норвежской береговой охраны преследуют в Баренцевом море российский траулер "Электрон", обвиняя его экипаж в нарушении правил рыболовства. Несмотря на угрозу применения оружия, сбежавшее из-под ареста в воскресенье судно продолжает рваться к Мурманску, которого, как ожидается, достигнет в среду. На его борту находятся два норвежских инспектора.

Трагедия

Сообщения, касающиеся траулера, который принадлежит мурманской частной фирме "Корс", крайне противоречивы. Достоверно известно лишь то, что неприятности "Электрона" начались еще в субботу, 15 октября, когда по обвинению в незаконном промысле рыбы его задержала норвежская береговая охрана. По одним сведениям, задержание было произведено в районе архипелага Шпицберген в Баренцевом море "за грубое нарушение правил рыболовства в норвежской экономической зоне". По другим сведениям, инцидент начался в нейтральных водах.

На борт "Электрона" поднялись два представителя береговой охраны Hорвегии, которые, по некоторым данным, конфисковали не только судовой и промысловый журналы, но и паспорт моряка капитана и свидетельство о разрешении плавания под российским флагом.

Траулеру было предложено проследовать для разбирательства в норвежский порт Тромсе. Экипаж вначале подчинился, однако в воскресенье, по данным норвежских СМИ, траулер "неожиданно сменил курс" и направился к российским водам. При этом моряки якобы утверждали, что приказ о неподчинении норвежцам получили от "российских властей". По словам же анонимного представителя одной из крупных промысловых компаний Мурманска, во время буксировки "Электрона" в норвежский порт лопнул трос, после чего капитан и принял "эмоциональное решение" вернуться под защиту экономической зоны РФ вместе с двумя все еще находящимися на борту норвежскими инспекторами. Как бы то ни было, но именно с этого момента конфликт перешел в решающую фазу.

В погоню за траулером направились четыре судна береговой охраны Норвегии. В понедельник вечером, судя по сообщению с борта "Электрона", они предприняли попытку захвата судна. В радиограмме капитан даже запросил берег о помощи.

Следующая радиограмма была получена около трех часов ночи по московскому времени. Судя по ней, захват судна был приостановлен. Капитан вновь запросил о помощи, сообщив, что норвежцы пытались завести трос на винт траулера и таким образом остановить его. Однако сделать это оказалось нелегко. На помощь "Электрону" подоспело другое мурманское рыболовное судно, М-0131. Его капитан начал маневрировать вокруг преследуемого траулера, мешая норвежцам приблизиться и зацепиться за его гребной винт. Кроме того, к месту схватки направились еще несколько российских траулеров, находящихся в этом районе Баренцева моря.

Комедия

Тем временем "Электрон" вошел в российскую экономическую зону, но и тут преследование не прекратилось. В следующий раз капитан должен был выйти на связь в 7 часов утра, однако вовремя этого не сделал. В поступившей в половине девятого радиограмме говорилось о том, что норвежские самолеты начали сбрасывать на траулер зажигательные бомбы. Экипаж судна по возможности фотографирует действия норвежцев, говорилось в сообщении капитана: "Есть отснятые кадры наведения на нас орудий военных кораблей. Если это не угроза обстрела, а демонстрация силы, оставляю за собой возможность после начала обстрела идти на столкновение, так как на помощь уже не надеюсь. Возможность спасения экипажа в этом случае обеспечит идущее рядом судно "Григорий Арлашкин".

Правда, впоследствии выяснилось, что никакой бомбежки не было. За зажигательные бомбы моряки приняли осветительные ракеты, которые запускаются с целью дать указание кораблю-нарушителю остановиться и лечь в дрейф.

Траулер "Электрон", кадр НТВ

Траулер "Электрон", кадр НТВ

Lenta.ru

Между тем "Электрон" продолжал свое бегство в сторону России. По состоянию на 10 часов утра диспозиция несколько изменилась - теперь траулер сопровождали не четыре, а лишь два корабля норвежской береговой охраны, а также три российских рыболовных судна. Предположительно, капитан намеревался либо добраться до Мурманска, либо затеряться на полпути среди группы из примерно 50 российских рыболовных судов, находящихся в том районе на промысле. Однако до земляков ему предстоит плыть еще 10-15 часов, а до Мурманска - не менее суток: в море разыгрался шторм, на момент написания заметки скорость ветра в том районе достигает 28-30 метров в секунду, а высота волн - 5-6 метров.

Навстречу "Электрону" из Мурманска готовится выйти сторожевой корабль "Тверь". Как предполагается, он снимет с борта траулера норвежских инспекторов, а само судно отконвоирует для дальнейшего разбирательства в Мурманск. Об этом сообщил начальник Мурманского пограничного управления ФСБ России генерал-майор Виктор Губенко. Однако пока сторожевик из-за шторма выйти в море не может - как ожидается, непогода пойдет на убыль не раньше второй половины вторника.

Фарс

Пока почти детективная история развивается в море, на берегу предпринимаются попытки урегулирования ситуации, а также выдвигаются версии об истинных причинах задержания траулера и о правомерности действий его капитана.

Так, в Союзе рыбопромышленников Севера заявляют, что причина задержания российского траулера норвежскими властями заключается в разногласиях между двумя странами по поводу минимального размера рыб, которых можно вылавливать. Проблема заключается в размере так называемых селективных решеток трала, через которые пропускается пойманная рыба: "Норвежцы считают, что наши решетки меньше диаметром, чем принято в Норвегии, и что эти решетки удерживают ту рыбу, которая не предназначена для промышленности", - поясняют в Союзе, подчеркивая, что норвежские инспекторы якобы не нашли на борту "Электрона" "лишней рыбы", не сделав никаких замечаний ни по количеству улова, ни по размерам рыбы.

Однако начальник координационного центра береговой охраны пограничного управления ФСБ РФ по Мурманской области капитан 1 ранга Леонид Мирошниченко утверждает, что норвежскими инспекторами действительно были выявлены нарушения правил рыболовства, в частности, уменьшенный размер ячеек трала, а также использование в этом трале так называемой "рубашки" - дополнительной сети.

Мирошниченко уверен в неправомерности действий капитана. Такого же мнения придерживается и начальник Мурманского пограничного управления ФСБ России генерал-майор Виктор Губенко, который не видит в них никакой логики. Губенко подчеркивает, что действия норвежских кораблей береговой охраны по задержанию траулера "не противоречат международным правовым нормам", а капитан "Электрона" "был обязан выполнить требования инспекторов рыбоохраны".

Губенко добавил, что, оказывается, "Электрон" и ранее неоднократно задерживался за нарушение правил рыболовства, причем российскими пограничниками.

Мелодрама

БПЛК "Адмирал Левченко", фото с сайта fas.org

БПЛК "Адмирал Левченко", фото с сайта fas.org

Lenta.ru

Что касается урегулирования конфликта, то каких-либо силовых решений тут не предполагается. Даже несмотря на то, что в Баренцево море из Североморска вышел большой противолодочный корабль "Адмирал Левченко". Как заверил помощник главкома ВМФ РФ капитан первого ранга Игорь Дыгало, этот выход никак не связан с ситуацией вокруг "Электрона", а предусмотрен планом боевой подготовки, согласно которому БПЛК "будет выполнять задачи наблюдения за границей территориальных вод с целью предупреждения несанкционированного пересечения их иностранными кораблями".

Военные моряки России, хотя и следят за гонкой "Электрона" с норвежскими военными, пока в нее не вмешиваются. Тем более, что, по словам Дыгало, норвежские патрульные корабли могут заходить в российскую экономическую зону, однако не имеют права заходить в российские территориальные воды. А до них "Электрон" пока не добрался.

Кроме того, в соответствии с нормами международного права, в нейтральных водах не может быть осуществлено никаких силовых действий, в том числе с применением оружия, поэтому и с этой точки зрения российским рыбакам ничто не угрожает.

Судя по всему, конфликт будет урегулирован на дипломатическом уровне.
По крайней мере, российский МИД сообщает, что находится в постоянном контакте с норвежской стороной, у которой запросил "всю информацию о ситуации вокруг траулера". "По получении соответствующих данных и совместно с другими заинтересованными российскими ведомствами в максимально сжатые сроки будут приняты все необходимые меры для решения данной проблемы", - подчеркнул официальный представитель МИДа Михаил Камынин.

Около полудня российский министр иностранных дел Сергей Лавров подтвердил, что ситуация с траулером "Электрон" "будет урегулирована путем переговоров", и, более того, "разрешится сегодня". По его словам, с норвежской стороной на этот счет "достигнуто понимание". Кроме того, отметил министр, Россия считает необходимым, чтобы эксперты двух стран провели консультации по вопросам, связанным с режимом использования вод в районе Шпицбергена.

Со своей стороны норвежское внешнеполитическое ведомство заявило, что не рассматривает инцидент с траулером "Электрон" как конфликт между двумя странами. "Речь идет всего лишь о рыболовном судне, которое нарушило законодательство и с которым поступили соответствующим образом", - подчеркнул советник по печати МИДа Норвегии Руне Бьёстад (Rune Bjastad).

Алексей Гапеев

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше