Эрнст, Константин

Генеральный директор ОАО "Первый канал"

Эрнст, Константин

Генеральный директор ОАО "Первый канал"

Генеральный директор ОАО "Первый канал" (до 2002 года - ОРТ), в должности с 1999 года. Известный продюсер, сценарист и активный деятель российского телевизионного шоу-бизнеса, президент Индустриального комитета СМИ, член правления НАТ, член Академии Российского телевидения. Ранее - генеральный продюсер ОРТ (1995-1999), автор и ведущий программы "Матадор" (1990-1995).

Константин Львович Эрнст родился 6 февраля 1961 года в Москве [93], [94], в семье известного биолога [42], в будущем - вице-президента Россельхозакадемии, академика Льва Эрнста [95]. Константин Эрнст с детства был знаком с Леонидом Парфеновым, ставшим впоследствии известным тележурналистом ("он был... студентом 1-го курса Ленинградского университета, а я учился в 10-м классе 35-й школы на Съездовской улице", - рассказывал Эрнст) [42].

В 1983 году Эрнст окончил биологический факультет Ленинградского университета, после чего, как сообщалось на сайте Телецентра "Останкино", "работал в научно-исследовательских институтах" и в возрасте 25 лет защитил кандидатскую диссертацию по биохимии [94] (тема диссертации – "Динамика созревания мессенджер-РНК при созревании ооцитов млекопитающих in vitro" [18]). Однако сам Эрнст, по его собственным словам, с детства мечтал работать в кино [42], [24]. Поэтому он отказался от двухлетней стажировки в Кембридже "и вообще из науки ушел" – но не в кино, а на телевидение, потому что "делать телевидение было тогда актуальнее" [24].

В 1988 году Эрнст начал работать на 1-м канале Центрального телевидения в программе "Взгляд" [94]. Кроме того, в 1988-1989 годах он выступил как режиссер (впоследствии – продюсер) музыкального полнометражного фильма "Радио тишины" (1988) и короткометражного игрового фильма "Homo Duplex" (1989) [94].

С 1990 года [94] Эрнст выступал как автор и ведущий "эстетской артхаузной" [18] программы "Матадор" [85], в которой он сумел сделать свой образ "существенной стилистической подробностью изображения" [26]. Сначала программа Эрнста входила в число программ телекомпании "ВИД", затем создавалась в продюсерском центре "Мастер TV" [88]), который покупал эфирное время у телерадиокомпании "Останкино". Продукция продюсерского центра пользовалась успехом у телезрителей [90], однако "Коммерсант" в 1992 году, ссылаясь на мнение наблюдателей, отмечал, что удачные программы "Мастер TV" были раскручены на ТВ ранее, и подобных им по уровню центру создать так и не удалось [89].

В интервью журналу "Сеанс", опубликованном в 2006 году, Эрнст рассказывал, что еще в то время, когда он являлся создателем "Матадора", он по просьбе [24] генерального продюсера телекомпании "ВИД" и будущего гендиректора Общественного российского телевидения (ОРТ) Владислава Листьева [85] "писал план трансформации Первого канала", на основе которого и создавался ОРТ. "Мы дружили с Владом, и он считал, что будущее телевидения я вижу точнее, чем он", - говорил Эрнст, вспоминая, что Листьев отводил ему роль идеолога нового канала [24]. 30 ноября 1994 года президент России Борис Ельцин подписал указ об учреждении акционерного общества ОРТ [87], которое получило лицензию на вещание по первому частотному телеканалу [29]. 51 процент акций ОРТ достался государству, а 49 процентов поделили между собой четыре крупных коммерческих банка [86]. В декабре 1994 года первым заместителем председателя совета директоров ОРТ стал входивший в президентское окружение известный российский предприниматель Борис Березовский [86], сосредоточивший в своих руках финансовое управление компанией [84], [29], [83], [51].

В январе 1995 года гендиректором ОРТ стал Листьев [85], 1 марта 1995 года была зарегистрирована телекомпания ОРТ [66], и в том же месяце Листьев был убит (по данным на 2008 год, преступление не раскрыто [17]). В июне 1995 года [94] Эрнст занял пост генерального продюсера ОРТ [77]. По собственным cловам Эрнста, в этой должности он занимался "всей креативной частью канала" – "непосредственно эфиром… творческой идеологией канала, заказом необходимых программ, обсуждением новых проектов" [82].

Назначение Эрнста на должность генерального продюсера ряд наблюдателей связали со стремлением "нетелевизионного" руководства компании придать легитимность своим действиям и укрепить свой авторитет. Уже через полгода отмечалось, что рейтинг телеканала возрос, а Эрнста участники рынка признали "играющей фигурой" [82]. Однако высказывались и другие мнения: так, "Новая газета" предположила, что Эрнста, которого в прессе называли "человеком Березовского" [61], [39], [63], "отцы-основатели ОРТ" (Березовский и его партнер Бадри Патаркацишвили) "ангажировали как… самого неспособного к менеджменту из "видовской" команды (дабы не "рулил" без спросу)" [66]. Сам же Эрнст в интервью журналу "Власть" в январе 1996 года вспоминал, что "не собирался быть совладельцем" канала, а намеревался им управлять как нанятый менеджер. В том же интервью, которое Эрнст дал вместе с Березовским, генпродюсер ОРТ рассказал о том, что он "к недовольству… коллег", предпочитает называть ОРТ Первым каналом и считает его государственным, поскольку тот не может находиться "в отрыве от политики тех, кто его финансирует". "Я пошел на 1-й канал, потому что понял, что там люди, которые хотят стабильности. Их политическую концепцию я разделял", - заявил Эрнст [81].

В первые же годы работы продюсером Эрнст, согласно его официальной биографии на сайте "Останкино", сумел реализовать несколько проектов, среди которых была его телевизионная программа "Матадор" (1991-1995), а также телевизионные сериалы "Зал ожидания" (1998), "Убойная сила" (1999, продюсер), "Воспоминания о Шерлоке Холмсе" (2000, продюсер) и другие [94]. В 1995 году Эрнст выступил соавтором (совместно с Денисом Евстигнеевым) и продюсером 1-й части серии роликов социальной рекламы "Русский проект", удостоенной приза Международного фестиваля телевизионных программ "Золотая Олива", а в 1996 году стал продюсером и со-режиссером 12 короткометражных фильмов в "Русском проекте - 2" [94], [45]. Весной 1999 года создатели "Русского проекта" были удостоены диплома жюри Первого открытого российского конкурса рекламы "Приз Прессы" - "За выдающийся пример социальной рекламы последних лет" [72], а в 2003 году Эрнст как один из создателей и автор идеи "Русского проекта" стал лауреатом Национальной премии Российской академии рекламы [45].

В 1996 году Эрнст стал членом Академии российского телевидения [101].

По данным "Новой газеты", последним "бюджетным" годом канала должен был стать 1995 год: ОРТ, которому перешли функции по вещанию на первом канале телевидения, получило средства из предусмотренных бюджетом, а долги предшественника ОРТ взяло на себя государство [66]. Однако уже в декабре 1995 года Эрнст в интервью "Коммерсанту" выражал недоумение по поводу возникающих вопросов о бюджетном финансировании канала: "почему государство, имеющее 51 процент акций, не должно вкладывать деньги?" [82].

В том же 1995 году Эрнст затрагивал тему деятельности ОРТ на фоне приближающихся президентских выборов и заявлял о начале реформы информационного вещания на ОРТ. "Если нам удастся сделать новости, не производящие впечатления карманных правительственных, будет лучше и для канала, и для власти", - заявлял он [82]. Впоследствии, рассказывая об участии ОРТ в предвыборной кампании президента России Бориса Ельцина (по результатам второго тура выборов летом 1996 года тот победил и второй раз занял пост главы государства [91]), наблюдатели заявляли, что экспрессивные ролики ельцинской кампании "Голосуй - или проиграешь!" и видеоклип ОРТ "Улица имени 25 Октября", "который не покидал телевизионный эфир и в день голосования", вряд ли можно было считать "нейтральными". По мнению критиков, эти материалы апеллировали не к интеллекту зрителя-избирателя, а к эмоционально-психологическим сторонам его личности, причем психологической доминантой роликов их создатели выбрали страх возврата страны в "тоталитарное прошлое" [98]. Обсуждалось в прессе и то, что в эфире ОРТ "Ельцина вообще было больше", чем его соперника по второму туру выборов, лидера КПРФ Геннадия Зюганова, однако руководство ОРТ обвинения в пристрастности опровергало [80].

В 1996-1997 годах Эрнст выступил автором сценария и продюсером мюзиклов "Старые песни о главном – 1, 2, 3" [93] (одним из идейных вдохновителей проекта "Коммерсант" называл также Леонида Парфенова [78], выступившего автором сценария всех трех мюзиклов [79], [78], [97], [96]). В 1998 году Эрнст был удостоен приза Российской академии телевидения "ТЭФИ" "За лучшую продюсерскую работу", каковой были признаны "Старые песни о главном – 3". В 1998 году [94] Эрнст стал со-продюсером удостоенных многочисленных наград и призов кинофильмов "Блокпост" Александра Рогожкина [71] и "Мама" Дениса Евстигнеева [73].

В июне 1998 года "Коммерсант" включил Эрнста в список самых известных и богатых людей России [75]. В том же году "Новая газета" отмечала, что Эрнст – наряду с Березовским и Патаркацишвили - обзавелся собственной охраной [76].

В октябре 1999 года Эрнст занял пост генерального директора ОРТ, сменив на этом посту Игоря Шабдурасулова, получившего, в свою очередь, должность заместителя главы президентской администрации [67], [69]. Шабдурасулова СМИ называли противником "превращения ОРТ в инструмент политического давления": сообщалось, что он как глава ОРТ "пытался балансировать" между Березовским (по некоторым данным – одним из авторов идеи создания партии "Единство" [36], [55]) и создателями политического движения "Отечество — Вся Россия" (ОВР) премьер-министром Евгением Примаковым и мэром Москвы Юрием Лужковым. Об Эрнсте же сообщалось, что он, в отличие от своего предшественника, делал вид, "что не замечает политических пристрастий первого канала" [67], [69], [70]. Между тем "Коммерсант" приводил слова Шабдурасулова о том, что он сам предложил кандидатуру Эрнста в качестве своего преемника. Ее поддержал и Березовский, отметивший наличие у Эрнста "хороших организационных способностей". "Но, как показали дальнейшие события, у него нет никакой политической позиции", - отмечал Березовский позднее [36]. Сам Эрнст в интервью "Новой газете" в 2000 году заявил: "Чтобы на ОРТ не прислали комиссара в пыльном шлеме, я решил заткнуть пробоину сам" [59].

К ноябрю 1999 года почти все информационные программы ОРТ "были посвящены дискредитации Примакова-Лужкова и раскрутке "Единства", писал "Коммерсант". Однако сам Шабдурасулов не связывал это непосредственно с приходом Эрнста: по его мнению, новый гендиректор ОРТ "не был генератором политических идей", и у него "практически не было доступа к информационным потокам" [36]. На выборах депутатов Госдумы в декабре 1999 года КПРФ и "Единство" получили примерно одинаковое количество голосов, а блок ОВР оказался лишь третьим [49]. Впоследствии СМИ отмечали, что, в отличие от многих других каналов, ОРТ с его огромной зоной охвата вещало "там, где до власти далеко и нет высшей правды, чем телевизор", и в 1999 году "именно такие регионы дали подавляющее большинство голосов" за "Единство", а в марте 2000 года – за кандидатуру Владимира Путина, ставшего президентом России. "Умение чувствовать настроение общества и выступать в унисон с ним — необходимая составляющая профессионализма на телевидении. Только поэтому ОРТ любят и смотрят, а вовсе не из-за "зоны охвата", - заявлял Эрнст, опровергая мнение о влиянии канала на результаты выборов 1999-2000 годов [59].

В сентябре 2000 года Березовский в открытом письме президенту Путину сообщил том, что передает часть принадлежащих ему акций ОРТ в доверительное управление Эрнсту, журналисту Сергею Доренко и бывшему гендиректору ОРТ Шабдурасулову [64]. В ноябре 2000 года Березовский рассказал "Известиям", что с Эрнстом они разошлись. Рассуждая о том, что произошло между ними, медиамагнат говорил, что Эрнст "попал в сложное положение, в сложные обстоятельства", "находится под колоссальным прессом" и что он "не выдержал этого наката власти" [61]. Шабдурасулов, в свою очередь, отвечая на вопрос, почему Эрнст остался на ОРТ даже после того, как были уволены все близкие Березовскому менеджеры, заявил, что Эрнст сделал свой выбор [36].

Уже в начале 2001 года Березовский рассказал о том, что он был вынужден продать свои акции ОРТ. Посредником при сделке он называл бизнесмена Романа Абрамовича, отмечая, что "фактически эти акции переходят под контроль государства" [56], [38]. Незадолго до этого СМИ сообщили, что руководство ОРТ было обвинено в уклонении от уплаты таможенных пошлин на сумму около 200 тысяч долларов и контрабанде - якобы в 1996-1998 годах канал ставил в эфир ворованные художественные фильмы. Эрнст выражал недоумение по поводу действий прокуратуры и подчеркивал, что с момента начала расследования сотрудники компании добровольно сотрудничали с правоохранительными органами. Учитывая, что дело было заведено в 1999 году, СМИ связывали появление этой информации в прессе с давлением на Березовского и попыткой "экспроприации" его доли ОРТ [58]. Никаких последствий для Эрнста этот скандал не имел.

После потери Березовским контроля над телекомпанией руководство каналом "сосредоточилось в руках" Эрнста, писал "Коммерсант" [38]. "Новая газета" в 2000 году обращала внимание на то, что Эрнст, став гендиректором ОРТ, "оставил за собой и львиную долю полномочий генерального продюсера" – отдав своим заместителям производство программ, он лично принимал "финальные программные решения". Сам Эрнст отмечал, что "программирование (составление программной сетки, - прим.ред.) связано с ощущением своей аудитории". "Я ориентируюсь на себя как на среднестатистического зрителя", - отмечал он в интервью изданию [57]. Впоследствии некоторые СМИ писали даже, что "лично Эрнсту принадлежат авторские права на весь продукт, произведенный "Первым каналом" [39]. Рассуждая о том, насколько "канал, которым управляет Эрнст, замкнут на него", журнал "Профиль" в 2006 году, ссылаясь на слова коллег Эрнста, писал, что тот принимает все решения - "только что не подписывает платежки на канцелярские товары" [27].

На протяжении всего срока, который Эрнст возглавлял канал, СМИ неоднократно публиковали информацию о скором его уходе со своего поста. Однако положение Эрнста оставалось неизменным [81], [37], [20], [39], [27].

В 2000 году Эрнст выступил одним из авторов идеи совместного проекта ОРТ и ИТАР-ТАСС, посвященного главам государств и правительств стран мира "Формула власти" [60]. Впоследствии за этот проект Эрнст был удостоен звания лауреата Государственной премии РФ (2003) [18]

В 2000 году Эрнст как продюсер получил приз Российской академии телевидения ТЭФИ за сериал "Убойная сила" в номинации "Телевизионный художественный/игровой сериал". В этом же году одна из серий также была удостоена приза "Золотая Олива" [94]. Однако не все восторженно встретили появление этого сериала на экране. В частности, "Огонек", назвал "Убойную силу" "клоном "Улиц разбитых фонарей" – сериала, шедшего ранее в сети ТНТ [65]. В 2000 году Эрнст выступил автором и продюсером очередного новогоднего проекта ОРТ – "Старые песни о главном. Постскриптум". В 2000-2001 году он также продюсировал сериалы "Убойная сила - 2", "Остановка по требованию", "Империя под ударом", "Граница. Таежный роман", "Убойная сила - 3", "Пятый угол", "Остановка по требованию - 2", а также кинофильм "Особенности национальной охоты в зимний период". В 2001 году он стал лауреатом премии ТЭФИ как лучший продюсер. В том же году Эрнст вошел в состав совета директоров ОАО "ОРТ" и стал одним из аудиторов ОРТ (другим был избран глава министерства печати Михаил Лесин) [53], [52]. Впоследствии Эрнст неоднократно избирался в совет директоров телекомпании [44], [40], [47].

В 2001 году в прессе появлялась информация о том, что Эрнст продолжает поддерживать тесные контакты с Березовским и его семьей [54] (впоследствии они не были ни подтверждены, ни опровергнуты).

В марте 2002 года Эрнст стал действительным членом созданной в том же году по инициативе режиссера Никиты Михалкова Национальной академии кинематографических искусств и наук (в число ее учредителей вошли Министерство культуры России, Российская академия наук, ОРТ, ГТРК, "Российская газета" и Союз кинематографистов России) [50], [48], [46].

В июле 2002 года Эрнст получил от аукционеров согласие на переименование ОРТ в "Первый канал" [47], [81]. СМИ при этом отмечали, что задуманного Листьевым общественного телевидения, которое предполагало бы "учет интересов всех политических групп и слоев, представленных в обществе, в том числе и интересы регионов", из "Первого канала" не получилось [62]. Признавал это и сам Эрнст, заявивший, что возглавляемый им канал не хотел бы служить кому бы то ни было препятствием в случае, "если в России кому-то удастся создать в юридическом смысле "общественное телевидение" [25].

В октябре 2002 года [94] Эрнст был избран президентом Индустриального комитета СМИ, объединяющего лидеров медиа-индустрии [42].

СМИ писали о контактах Эрнста как главы Первого канала с представителями российской власти. Так, в 2003 году он назывался в числе участников еженедельных - по четвергам - совещаний, проводимых руководителем президентской администрации Александром Волошиным для обсуждения "вопросов освещения в СМИ тех или иных событий внутрироссийской и международной политики" [92]. В 2004 году "Коммерсант" писал о том, что в руках Эрнста сосредоточен "идеологический контроль над новостями" [38]. Опровергая утверждения о контроле со стороны президентской администрации, Эрнст в 2006 году заявлял, что он, скорее, сам звонит в Кремль и в правительство, чтобы уточнить что-то или проверить. Он подчеркивал, что российская власть "на самом деле… настроена позитивно, в том числе и в отношении СМИ" [28]. "Новая газета" в 2008 году назвала возглавляемый Эрнстом Первый канал "той точкой опоры, которая позволяет тому, кто контролирует его, манипулировать сознанием и в какой-то степени подсознанием аудитории как в политических, так и в художественно-эстетических целях" [18]. Между тем сам Эрнст заявлял о том, что "манипулятивные достоинства телевидения сильно переоцениваются". По его мнению, показывая "жизнь, к которой стоит стремиться", оно старается "лишь давать модели и векторы, в которых правильно двигаться" и "не может показывать другую страну, которой нет" [42]. Отрицал Эрнст и обвинения в том, что возглавляемый им канал – "пропутинский". По его словам, "канал всегда ориентируется на страну, на те настроения и тенденции, которые в ней существуют", а "70 процентам населения России нравится политика Путина". Большое же количество новостей с участием президента РФ Владимира Путина на канале его гендиректор объяснял тем, что "Путин самый активный политический ньюсмейкер" [32].

В 2000 году СМИ вновь подняли тему бюджетного финансирования канала. Тогда Эрнст заявлял о том, что "схема может быть пластичной. Когда рынок восстановится, может отпасть и необходимость госвливаний" [62]. Однако позднее Эрнст подчеркивал, что Первый канал - "не по деньгам, а по сути государственный" [42] и существует "только за счет рекламы" и спонсорства [42]. В 2006 году он заявил, что "Первый канал" не получает государственных денег с 1995 года [24].

В 2002-2004 годах Эрнст выступал продюсером сериалов "Следствие ведут знатоки. Дело №23", "Азазель", "Спецназ", "Русские в городе ангелов", "Другая жизнь", "Участок", "Диверсанты", а также кинофильмов "72 метра", "Ночной дозор" и "Турецкий гамбит" [94]. В последующие годы среди его работ как продюсера и сценариста были кассовые "Дневной дозор"[24], [26], [93] и "Ирония судьбы. Продолжение" режиссера Тимура Бекмамбетова [18] (в "Дозорах" Эрнст принимал участие в написании сценария, в подборе актеров, в монтаже и озвучивании [32], а "Иронии судьбы" дебютировал как сценарист [18]). Критики же Эрнста утверждали, что "огромная кинофабрика" фактически находится в его "личном распоряжении", где "он сам как руководитель телеканала их себе заказывает и сам же производит. Кроме того, он же осуществляет и PR-кампанию" [24]. Рассказывая о деталях рекламной кампании "Дозоров" на Первом канале, Эрнст заявлял, что она стоила дешево - оплачивалась только связь и налоговые отчисления. "Но это наш собственный продукт, и мы имеем на это право", - уточнял он [31]. Рассказывая о том, как канал работает на продукцию Эрнста, журнал "Профиль" обращал внимание на то, что "почти полгода практически в каждом выпуске программы "Доброе утро" и даже в новостях идут сводки" о том, как "Дозоры" завоевывают "просторы родины". "Эрнст воспринимает Первый канал как свой личный бизнес", - делало вывод издание [27]. Еще одним ходом Эрнста, позволившим ему добиваться для своих проектов рекордных сборов, называлось вовлечение в рекламную кампанию действующего президента Владимира Путина (как это было с фильмом "9 рота" [33]) и будущего президента Дмитрия Медведева и людей из их окружения. Так, текст заключительной песни из "Иронии судбы - 2" был заказан спичрайтеру Путина Джахан Поллыевой, а для Медведева был организован "открытый просмотр" картины "с последующим чаепитием под видеокамеры" [18].

На все обвинения в излишней развлекательности телевидения и участии Первого канала в "дебилизации" населения Эрнст регулярно отвечал, что Первый лишь "обслуживает вкусы населения" [28], так как "человек хочет, придя домой, включить телевизор, чтобы он его развлек" [81]. Большей части аудитории, по его наблюдениям, не хочется, чтобы ее "грузили": "она хочет, чтобы ей просто почесали пятки" [32]. Телевидение Эрнст сравнивал с общественной столовой, где народ не будет есть "фуагра и королевские креветки". "Мы работаем в жанре гиньоля и должны развлекать тех, кто собрался на площади, иначе они разбегутся кто куда", - говорил он в одном из интервью [24].

Шоу-бизнес в СМИ называли значительной частью дохода Эрнста и даже приписывали ему желание "создать в этой области монополию". Сообщалось, что одним из тех, кто представляет интересы Эрнста в этой сфере, является его супруга Лариса Синельщикова [39] (с 1998 года - генеральный директор телекомпании "ВИД", в 2007 заняла пост директора телекомпании "Красный квадрат" [99], занимающейся производством и реализацией телепроектов и музыкально-развлекательных программ, а также дистрибуцией разных видов интеллектуальной собственности [16]). "Русский Forbes", рассказывая о том, какие финансовые потоки генерирует "самый прибыльный проект в российском шоу-бизнесе" - проект Первого канала "Фабрика звезд" (лицензионная калька с придуманного голландской компанией Endemol телешоу Fame Academy), писал о Синельщиковой и Эрнсте как о "самых могущественных воротилах российского шоу-бизнеса" [34].

В 2005-2007 годах СМИ писали о конфликте между Первым каналом и главой холдинга "АРС", композитором Игорем Крутым [34]. По словам Крутого, его оппоненты "делали конкретные предложения и вынуждали к тому, чтобы "Муз-ТВ" так или иначе перешло под их контроль". Между тем ранее среди возможных претендентов на канал пресса называла и Эрнста "в качестве физического лица". Ситуация разрешилась только после сделки по продаже 75 процентов акций подконтрольного "АРСу" телеканала "Муз-ТВ" магнату Алишеру Усманову [22], [19].

В начале ноября 2007 года "Красный квадрат", возглавляемый Синельщиковой, запустил в интернет-эфире Первого канала популярное телешоу "Король ринга" - пилотный проект интернет-вещания на базе технологии Microsoft Silverlight, в основу которого было положено популярное телешоу, ставшее лауреатом национальной телевизионной премии "ТЭФИ-2007" [16]. По данным на сентябрь 2008 года, Первый канал осуществлял круглосуточное интернет-вещание, соответствующее вещанию на Москву и Московскую область, только для интернет-пользователей из России. Кроме того, им транслировались также проект "Фабрика звезд. 5 лет в эфире!" с показом лучших программ всех 7 сезонов "Фабрики", все выпуски отчетных и выпускных концертов и все "Дневники", канал "Лучшее на Первом", где были представлены "самые рейтинговые передачи Первого канала", в том числе и программы предыдущих сезонов, и канал "Спорт на Первом" [100].

О секрете успеха теле- и кинопроектов Эрнста замечали, что он брал "хорошо себя зарекомендовавшую на рынке идею" и доводил ее "до ума своих зрителей". Даже о его успешном проекте "Ледниковый период" писали, что он - лишь "формально нелицензионный, и по сути стал "замаскированной версией шоу "Звезды на льду" [18]. И в 2008 году, отмечали телекритики, Первый канал вновь сделал ставку на проверенные популярные проекты [12]. В сентябре 2008 года лучшей развлекательной программой признано музыкальное шоу Первого канала "Две звезды" (продюсеры – Андрей Болтенко и Лариса Синельщикова [13]). Лучшими же продюсерами (за проект "Ледниковый период") были признаны Александр Файфман, Илья Авербух и сам Эрнст [11].

СМИ писали об Эрнсте и как об известном московском рестораторе [39]. В частности, его и реставратора и эксперта в области декоративного искусства [15], [21] Андрея Деллоса называли "родителями "Кафки", "Пушкина", "Шинка", "Бочки" и многих других не менее известных ресторанов" [43], [35].

В мае 2009 года "Коммерсант" сообщил о том, что Эрнст ведет переговоры о вхождении в состав учредителей ООО "Главкино" - киностудии с инфраструктурой, которые планировалось построить в деревне Глухово Красногорского района Подмосковья (под застройку было отведено 10 гектаров). В случае если сделка состоится Эрнсту, Федору Бондарчуку и представителю корпорации "Знак" Николаю Цветкову будут принадлежать 49 процентов долей новой компании, остальное получит банковская группа ВТБ [8], [7], [14].

В том же месяце Эрнст вошел в состав Совета по развитию отечественной кинематографии при правительстве РФ. Сообщалось, что новый орган под председательством премьер-министра Путина "будет рассматривать и готовить предложения по господдержке производства, проката, показа отечественной кинопродукции и ее распространения за рубежом" и "протекционистским мерам по отношению к российскому кинорынку". Помимо средств, которые будут выделяться для поддержки национальных кинокомпаний начиная с 2010 года, премьер-министр пообещал обеспечение государственного софинансирования "фильмов, направленных на формирование ценностных установок, соответствующих интересам российского общества и стратегическим задачам развития страны" [4], [5], [6], [9].

В сентябре 2010 года Эрнст вновь получил одну из наград ТЭФИ - в номинации "Продюсер фильма/сериала" за работу над сериалом "Школа" режиссера Валерии Гай Германики; этот приз Эрнст поделил с другим продюсером сериала Игорем Толстуновым [2], [3]. В феврале 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев наградил Эрнста орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени "за большой вклад в развитие отечественного телевидения и многолетнюю плодотворную деятельность" [1].

Об Эрнсте говорили как о "гении промоушна, целеустремленном и талантливом продюсере" [27]. Вместе с тем пресса публиковала высказывания об Эрнсте как о человеке амбициозном [39], [28] и даже тщеславном [39], [26]. По выражению Парфенова, Эрнсту присуще "живое пижонское чувство — неудержимое стремление сделать раньше всех, актуальнее всех и с максимальным размахом" [28]. В прессе упоминались такие прозвища Эрнста, как Свинья и Матадор [74], [28]. СМИ называли его "первый на Первом" [20] и вспоминали его творческий псевдоним, которым он, будучи молодым журналистом, подписывал свои материалы - "Большой" [39].

На вопрос о том, как он проводит свободное время, Эрнст отвечал, что много работает, а "в качестве релаксации" посещает "любимый книжный магазин" ("залезаю на лестницу, нахожу на пятой полке нужную книгу, сажусь ее листать" [32]). Упоминалось в прессе и увлечение Эрнста – он, как и главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов, собирает комиксы [41].

Эрнст женат вторым браком. Его первая супруга Анна Селюнас - театровед по образованию - работала в журнале "Музобоз" и была редактором в программе "Доброе утро, Россия!" [68]. От брака с Селюнас у Эрнста есть дочь Александра [54]. У второй супруги Эрнста Ларисы Синельщиковой есть дочь Настя [30] и сын Игорь, который в прессе упоминался и как "сын Эрнста" [10], [23].

Использованные материалы


[1] Константин Эрнст награждён орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени. — Пресс-служба президента РФ, 07.02.2011

[2] Сергей Варшавчик. Какая ТЭФИ без скандала. — РИА Новости, 27.09.2010

[3] «ТЭФИ-2010» наградил профессионалов. Список. — Труд, 21.09.2010

[4] Андрей Колесников. Возвращение Госкино. — Газета.Ru, 02.06.2009

[5] Рита Русакова. Владимир Путин возглавит совет по развитию кинематографии. — Коммерсант, 30.05.2009. — №96 (4151)

[6] Сурков займется кино. — Газета.Ru, 29.05.2009

[7] Дмитрий Быков, Светлана Хрусталева. Федор Бондарчук: Молчать – не лучший способ служить Отечеству. — Собеседник, 28.04.2009

[8] Ольга Гончарова, Халиль Аминов. Константин Эрнст покупает билет в "Главкино". — Коммерсант, 06.04.2009. — №60/П (4115)

[9] Путин станет главным по кино в России. — Аргументы и факты, 15.12.2008

[10] Елена Лаптева. Тимати открыл еще один гламурный ночной клуб. — Комсомольская правда, 29.09.2008

[11] Лев Давыдов. "Орфеи" незримо отошли Первому. — Утро.Ru, 26.09.2008

[12] Виктория Буравченко. Эксперименты со старыми фокусами. — Газета.Ru, 22.09.2008

[13] Определились финалисты Национального телевизионного конкурса "ТЭФИ-2008". — Академия pоссийского телевидения (tefi.ru), 06.09.2008

[14] Ольга Гончарова, Халиль Аминов. "Уралсиб" режиссирует "Главкино". — Коммерсант, 28.07.2008. — №130/П (3947)

[15] Дмитрий Алексеев. Ресторанная критика: "Кафе Пушкинъ". — Дни.ру, 16.06.2008

[16] Первый канал стал пионером интернет-вещания на основе технологии Microsoft Silverligh. — Microsoft.com, 21.03.2008

[17] Тринадцатая годовщина. — Аргументы недели, 06.03.2008

[18] Юрий Богомолов. Ирония судьбы Константина Эрнста. — Новая газета, 28.01.2008

[19] Михаил Марголис. Композитор Игорь Крутой: "Мы не платили Пугачевой миллион долларов. Но это не значит, что она не заслуживает таких денег". — Известия, 02.08.2007

[20] Олег Ролдугин. Когда заменят Эрнста и Добродеева? — Собеседник, 10.07.2007

[21] Игорь Гребельников. Праздник небанальностей. — Ведомости, 06.07.2007. — №25(62)

[22] Анфиса Воронина, Юлия Федоринова, Глеб Крампец. "Муз-ТВ" от Усманова. — Ведомости, 25.06.2007. — №114 (1888)

[23] "Серебро" с клеймом. — Экспресс газета, 21.03.2007. — №11 (632)

[24] Собеседник: Константин Эрнст. — Сеанс, 15.12.2006

[25] Герман Греф предлагает бороться с коррупцией силами Общественного телевидения. — Volgapolitinfo.Ru, 18.04.2006

[26] Юрий Богомолов. Как важно быть Эрнстом. — GlobalRus.ru, 13.02.2006

[27] Мила Кузина, Светлана Барышева. Эрнст & Добродеев. — Профиль, 13.02.2006. — №5(467)

[28] Хозяин "первой кнопки". — Аргументы и факты, 03.02.2006

[29] Владимир Прибыловский; Анвар Амиров. Березовский Борис Абрамович. — ИЭГ Панорама, 23.01.2006

[30] Иракли променял дочь Синельщиковой на танцовщицу из Воронежа. — NEWSmusic.ru, 23.01.2006

[31] Константин Эрнст: На нашем ТВ большая скидка на рекламу российского кино. — Известия, 20.01.2006

[32] Олег Сулькин. Константин Эрнст: "Зритель хочет, чтобы ему чесали пятки". — MIGnews.com, 22.12.2005

[33] Ольга Тропкина. Первый кадр. — Российская газета, 09.11.2005. — №3919

[34] Максим Кононенко, Илья Хренников. "Фабрика звезд" – самый прибыльный проект в российском шоу-бизнесе. Кому он приносит доход? — Русский Форбс, 20.08.2005

[35] Рустам Рахматуллин. "Русская старина" против русской старины. — Известия, 02.06.2005

[36] Первые кнопки России. — Власть, 04.04.2005. — № 13(616)

[37] Говорят, что с Константином Эрнстом не продлили контракт. — Пресс-Атташе.Ru, 20.02.2005

[38] Анна Бородина. Новость на "Первом канале". — Коммерсант, 16.11.2004. — № 214(3053)

[39] Иван Серов. Звезда и смерть Константина Эрнста. — Пресс-Атташе.Ru, 08.11.2004

[40] "Первый канал" избрал новый Совет директоров. — Газета.Ru, 30.06.2004

[41] Алена Аникина. Обогнавший "Время" со скоростью эха. — Новые Известия, 25.06.2004

[42] Передача "Телехранитель". Гости: Константин Эрнст. — Эхо Москвы, 20.06.2004

[43] Исай Фельдман:"Из обычной колбасы можно сделать "поэму". — Restorante.com.ru, 09.06.2004

[44] Распоряжение Правительства РФ. О выдвижении кандидатов для избрания в качестве представителей РФ в советы директоров и ревизионные комиссии акционерных обществ. — Юридическая база РФ (jurbase.ru), 30.01.2004. — №127-р

[45] В Санкт-Петербурге прошло награждение премией Национальной Академии рекламы. — Первый канал, 20.04.2003

[46] Тамара Потапова. Владимир Наумов: Мне интересно пространство и время... — Российская газета, 25.01.2003. — №3128

[47] Арина Бородина. У "Первого канала" все останется старым. — Коммерсант, 30.07.2002. — № 132(2501)

[48] Наталия Курова. На студии "Мосфильм" состоялась торжественная церемония презентации Национальной академии кинематографических искусств и наук. — РИА Новости, 26.06.2002

[49] Глеб Черкасов. У них не получилось. — Время новостей, 04.03.2002. — №37

[50] Наталия Курова. Известный режиссер Владимир Наумов избран президентом Национальной академии кинематографических искусств и наук. — РИА Новости, 04.03.2002

[51] Инна Лукьянова. Бесконечное прощание Березовского. — Профиль, 18.02.2002. — №7 (277)

[52] Назначения, отставки, выборы 2001 года (первое полугодие). — Кадровая политика, 18.12.2001. — №2 (2)

[53] Колтунова Ольга. В состав совета директоров ОРТ вошли представители общественности. — Страна.Ru, 07.09.2001

[54] Дарья Пашева, Маргарита Миронова. МАГНАТый шмель. — Профиль, 14.05.2001. — №18

[55] Андрей Гамалов. Борис Березовский: "Я еще никого не любил". — Карьера, 05.02.2001

[56] Наталья Геворкян. "Фактически акции ОРТ переходят под контроль государства". — Коммерсант, 11.01.2001. — № 002

[57] Елена Афанасьева. Другой Эрнст. — Новая газета, 30.12.2000. — № 88

[58] Алина Гаевская. ОРТ обокрало Голливуд. — Киевские ведомости, 07.12.2000

[59] Елена Афанасьева. Константин Эрнст: "Чтобы на ОРТ не прислали комиссара в пыльном шлеме, я решил заткнуть пробоину сам". — Новая газета, 27.11.2000. — № 87

[60] "Формула власти". — Первый канал, 16.11.2000

[61] Эльмар Гусейнов. Борис Березовский: За 10 лет я так и не научился разбираться в людях. — Известия, 03.11.2000

[62] Наталья Гаврилева. Общественное телевидение. Украинский вариант. — Крымское время, 31.10.2000

[63] Наталья Архангельская; Искандер Хисамов. Вам пакет от Бориса Абрамовича. — Эксперт, 11.09.2000. — №33 (246)

[64] Зоя Каика. Высокое доверие. — Ведомости, 05.09.2000

[65] Игорь Мальцев. Менты поганые и менты клевые. — Огонек, 13.03.2000. — № 09

[66] Светлана Светицкая. Как создавалась крупнейшая PR-компания на первой кнопке б. Всесоюзного телевидения. — Новая газета, 14.02.2000. — № 11

[67] Наталья Романова. Самые влиятельные финансисты России. — Профиль, 29.11.1999. — № 45

[68] Дина Рюмина, Анна Глебова. Неизвестные жены известных мужей. — Гудок, 18.09.1999. — 176

[69] Елена Трегубова. Волошина подперли верным кадром. — Коммерсант, 04.09.1999. — № 160(1804)

[70] Виктория Арутюнова. Руководство ОРТ могут поменять... — Коммерсант, 02.09.1999. — № 158(1802)

[71] Еще одна особенность национального режиссера. — Коммерсант, 01.07.1999. — №113(1757)

[72] Константин Бочарский. Приз прессы подвел итоги. — Тотальная реклама, 27.05.1999

[73] Юрий Гладильщиков. Я ваша мама (два раза), это мой дом. — Ozon.ru, 13.04.1999

[74] 160 самых смачных кличек страны. — Новое Обозрение (Омск), 20.01.1999. — №2(29)

[75] Самые известные и богатые люди России. — Коммерсант, 05.06.1998. — №100

[76] Алина Лисицкая. Витязь в телевизионной шкуре. — Новая газета - Понедельник, 16.02.1998. — №6

[77] Тамара Иванова; Наталья Паньшина. "Частью большой игры вокруг телевидения" назвал сегодня продюсер телекомпании ВИД Андрей Разбаш публикацию в газете "Московский комсомолец" от 22 октября. — ИТАР-ТАСС, 24.10.1997

[78] Илья Нагибин. Новогоднее ТВ: Snow business с новым счастьем. — Коммерсант - Деньги, 18.12.1996. — №48(108)

[79] Юрата Гураускайте. Съемки новых "Старых песен". — Коммерсант, 18.12.1996. — № 217(1175)

[80] Наталия Красова. Сердцу хочется ласковой песни и хорошей, большой любви. — Коммерсант, 28.06.1996. — № 109(1067)

[81] Проект / Общественное российское телевидение. — Власть, 30.01.1996. — № 2(161)

[82] Наталия Осипова. Интервью генерального продюсера ОРТ. — Коммерсант, 23.12.1995. — №238 (956)

[83] Владимир Горский. Портрет олигарха в молодости. — Век, 02.06.1995

[84] Борис Клин; Александр Привалов; Андрей Шмаров. Борис Березовский никуда не уехал. — Коммерсант-Власть, 14.03.1995. — №9 (120)

[85] Реорганизация на 1 канале "Останкино". — Коммерсант, 24.02.1995

[86] Владимир Верин. Смета - скромная. Богатства - несметные. — Российская газета, 16.02.1995

[87] Указ президента РФ. О совершенствовании эксплуатации первого частотного (г.Москва) канала телевидения и сети его распространения. — InfoPravo.ru, 29.11.1994. — №2133

[88] Вторая годовщина телекомпании ВИД. — Коммерсант, 02.12.1992. — № 50(203)

[89] Алесандр Воробьев. Телевидение как искусство борьбы. — Коммерсант, 14.11.1992. — № 35(188)

[90] Наталия Орлова. Константин Эрнст примерил лицо Фассбиндера. — Коммерсант, 07.11.1992. — № 29(182)

[91] Повторное голосование по выборам Президента Российской Федерации, 03.07.1996 (результаты выборов). — Центральная избирательная комиссия РФ (www.cikrf.ru)

[92] Алексей Мухин. Питерское окружение президента. — М.: ЦПИ. — 2003

[93] Создатели. Константин Эрнст. — Турецкий гамбит

[94] Кто есть кто. Эрнст Константин Львович. — Официальный портал ТТЦ Останкино

[95] Эрнст Лев Константинович. — Официальный портал Российской Академии сельскохозяйственных наук

[96] Старые песни о главном 3 (ТВ). — КиноПоиск.Ru

[97] Старые песни о главном (Starye pesni o glavnom). — КиноПоиск.Ru

[98] Ирина Михальченко. Информационные войны и конфликты идеологий. — Сайт Ирины Михальченко. — 1998

[99] Синельщикова Лариса Васильевна. — Кино-Театр.ру

[100] Первое интернет-телевидение. — Первый канал

[101] Академия Российского телевидения. Состав. — Академия pоссийского телевидения (tefi.ru)