Кнопка и реальность Результаты визита Барака Обамы оказались скромными, но обнадеживающими

В ходе подготовки визита президента США в Москву американская сторона настаивала на его рабочем характере, то есть выступала за исключение из программы помпезных протокольных мероприятий. Одно только это должно было подготовить публику к тому, что никаких прорывных и революционных решений принято не будет. Быстрая "перезагрузка" - это операция для исправной и отлаженной системы, а если причина появления "синего экрана" неизвестна, то возможны сюрпризы и необходима долгая работа по настройке и отладке оборудования.

Одним из главных пунктов визита президента США Барака Обамы в Москву было согласование условий нового Договора по ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ). Срок действия подписанного в 1991 году договора СНВ-1 истекает 5 декабря 2009 года, а работа над новым документом во время президентства Джорджа Буша была заморожена.

Наряду с общим охлаждением отношений между США и Россией, камнем преткновения для Москвы стали американские планы по развертыванию в Европе систем ПРО. Еще будучи президентом, Владимир Путин в своей мюнхенской речи открыто предупредил Вашингтон, что судьба нового договора по СНВ будет напрямую зависеть от достижения взаимоприемлемых договоренностей по ПРО. Республиканцы в своей политике менять ничего не стали, и "горячая" проблема досталась демократической администрации.

Таким образом, мяч оказался на стороне американцев, сделать следующий шаг предстояло им. К тому же именно Барак Обама сделал сокращение ядерных арсеналов одним из коньков своей предвыборной программы, тогда как его российский коллега от подобных обязательств был свободен. В случае провала переговоров президент России в электоральном смысле ничего не терял - виноватыми, как обычно, оказались бы американцы.

Иррациональность бытия

На следующий день после переговоров с Дмитрием Медведевым, выступая перед слушателями Российской экономической школы (РЭШ), Барак Обама дважды, многозначительно и с паузой, повторил тезис о том, что "мир не столь рационален, как кажется на бумаге". В этом с американским президентом, безусловно, стоит согласиться. Правда, по сравнению с заявлениями еще полугодовой давности, которые буквально сияли готовностью решить все глобальные проблемы, эта мысль звучит почти как попытка оправдаться.

Выступление Барака Обамы перед выпускниками РЭШ. Фото (c)AFP

Выступление Барака Обамы перед выпускниками РЭШ. Фото (c)AFP

Lenta.ru

К реализации своих предвыборных обещаний Обама приступил немедленно после вступления в должность. Разделавшись с Гуантанамо и Ираком, 10 февраля 2009 года он бодро предложил Дмитрию Медведеву продолжить переговоры по СНВ. Москва выразила готовность возобновить процесс, с интересом ожидая, что же ей предложат новенького.

При первой личной встрече 1 апреля в Лондоне Обама и Медведев договорились продолжить переговоры с тем, чтобы уже к июлю, к московскому визиту, согласовать все спорные пункты. Работа закипела, однако, судя по скупым сообщениям изнутри процесса, ничего интересного американцы так и не предложили. Но Кремлю спешить некуда - в цейтноте находится Вашингтон.

В интервью, которое американский президент дал телеканалу "Россия" перед поездкой в Москву 4 июля, энтузиазма было уже гораздо меньше. СНВ с большой долей неопределенности упоминался всего один раз. И вот почти перед взлетом президентского "Боинга" появилась информация о согласовании экспертами двух стран условий договора.

Верилось в это с трудом. Заявление Обамы о том, что встреча с президентом Медведевым поможет "продвинуться к заключению этого договора до конца декабря", а также надежда на "активную дискуссию" по вопросу о ПРО в Европе, о чем он заявил в интервью "Новой газете", не оставляли сомнений - переговоры проходят очень трудно. Тут уж не до жиру, хоть бы что-нибудь подписали, иначе зачем же вообще лететь?

Листок формата А4

Документ, который по итогам переговоров в Кремле все-таки подписали президенты США и России, называется "Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений". Часть обозревателей назвали его "рамочным соглашением", другие - просто "коммюнике".

Как образец лаконичности, "Совместное понимание" уместилось в 10 коротких пунктов, включая совсем маленькую преамбулу. Не прорыв, конечно, но некоторые цифры в нем есть, а значит, сторонам удалось нащупать почву для сближения позиций. Решено, что новый договор будет действовать в течение десяти лет, а обозначенные в нем уровни вооружений должны быть достигнуты через семь лет после подписания.

Барак Обама и Дмитрий Медведев на фоне Царь-пушки. Фото (c)AFP

Барак Обама и Дмитрий Медведев на фоне Царь-пушки. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Непреодолимые разногласия обозначились уже в первом пункте: количество стратегических носителей, которыми смогут владеть стороны, ограничено рамками "500-1100 единиц". Более чем двукратное расхождение! Аналитики говорят, что на меньшей цифре настаивает Москва, поскольку поддержание в боеготовности большего количества носителей ложится слишком тяжелым бременем на экономику страны.

Кроме того, на вооружении российских РВСН сейчас, по разным данным, стоит около 800 стратегических носителей, у США - более 1200. Учитывая возраст российских ракет, можно прогнозировать, что через некоторое время резкое сокращение их численности произойдет само, без всякого договора. Поэтому ограничение в 1100 носителей - это не паритет, это явное превосходство США при фактическом отсутствии сокращения. Невинная, на первый взгляд, редакция первого пункта на самом деле говорит о том, насколько еще позиции обеих стран далеки от взаимоприемлемых. И немудрено. СНВ-1 готовился девять лет, а работу над новым договором приходится начинать заново за несколько месяцев до даты предполагаемого подписания.

Если срыв подписания договора по СНВ для Обамы будет означать огромные имиджевые потери, то для России это станет окончательным прощанием с мечтами о паритете. Добиться равновесия можно только с помощью сокращения. Сокращения, естественно, американских ракет.

Зато позиции сторон по количеству боеголовок гораздо более близки - их должно быть от 1500 до 1675 единиц. О конкретных цифрах еще только предстоит договориться. Эхом противостояния по вопросу о размещении ПРО в Европе звучит пятый пункт. Он обязывает внести в договор положение "о взаимосвязи стратегических наступательных и стратегических оборонительных вооружений". Естественно, при такой формулировке сейчас даже приблизительно нельзя сказать, какой будет эта "связь". И все же само появление этого пункта в "Совместном понимании" говорит о том, что Вашингтон отступил и договор по СНВ действительно будет увязываться с проблемой ПРО в Европе.

С другой стороны, и для Обамы свобода маневра сохранена, уж очень дипломатически лакированной и неоднозначной получилась формулировка. Разногласия по вопросу о ПРО проявились и в ходе выступлений Медведева и Обамы по итогам переговоров. Из выступления американского президента стало понятно, что он не собирается отказываться от планов своего предшественника, а хочет "наладить сотрудничество в этой области". Каким оно будет - покажет время. В принятом по этому поводу заявлении декларируется готовность уважать взаимные интересы и продолжить поиск возможностей по сотрудничеству в области ПРО.

Американцы пошли и на еще одну уступку. За обтекаемой формулировкой "о влиянии межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок в неядерном оснащении на стратегическую стабильность" стоит необходимость учитывать в договоре ракеты, которые в данный момент не несут ядерных боеголовок, однако могут быть оснащены ими в случае необходимости.

"Коммюнике" оговаривает необходимость внесения в договор еще нескольких пунктов, а вот о самом главном не упоминает вовсе: когда будут согласованы все условия и подписан новый договор. "Президенты поручают переговорщикам в ближайшее время завершить выработку договора", - и все. В ближайшее время. Цейтнот для Обамы по-прежнему актуален. Легкой добычей Москва не стала.

В итоге, пока сам факт движения в сторону подписания нового договора рекомендуется считать успехом июльского саммита. Во всяком случае, это не провал.

... и другие

Невнятные результаты переговоров по СНВ дали повод аналитикам назвать главным международным результатом визита подписание соглашения о транзите американских военных грузов через территорию России в Афганистан. Для США, которые анонсировали перенос основных усилий по борьбе с международным терроризмом именно в эту страну, договоренность действительно важная.

Через российское воздушное пространство ежедневно смогут летать американские военно-транспортные самолеты с вооружением и личным составом. Причем Россия получила право досмотра и инспектирования перевозимых грузов еще в пункте погрузки, то есть на военных объектах США. И все же подписали соглашение совсем не президенты - видимо, по первоначальным замыслам, оно должно было стать "десертом", а не главным блюдом.

В условиях кризиса несомненным успехом Обамы стала договоренность о снятии запрета на ввоз в Россию американского мяса и птицы, а также о создании двухсторонней комиссии по сотрудничеству в области ядерной энергетики и безопасности, внешней политики, сельского хозяйства, здравоохранения, гражданского общества и другим вопросам.

Показательно, что по сравнению с действовавшей во времена Билла Клинтона аналогичной комиссией Гор-Черномырдин, ее возглавили не вторые лица, а главы государств. Хиллари Клинтон наряду с Сергеем Лавровым назначены координаторами, а российский премьер не упоминается в ее составе вовсе, хотя министры его правительства представлены довольно широко. Сотрудничать с американцами им придется под руководством Медведева.

Майкл Маллен и Николай Макаров. Фото (c)AFP

Майкл Маллен и Николай Макаров. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Толику живости в атмосферу визита добавило подписание еще одного "рамочного" документа. На этот раз готовность к оттепели в отношениях двух стран продемонстрировали первый заместитель министра обороны РФ, начальник Генштаба генерал Николай Макаров и председатель комитета начальников штабов США Майкл Маллен. Ими подписано соглашение о военном сотрудничестве вооруженных сил двух стран и соответствующий меморандум. Всего за месяц до годовщины войны в Южной Осетии Америка и Россия согласились возобновить сотрудничество в военной сфере.

В общем, достигнутые в Москве договоренности высоких слов не заслуживают. Это пока еще декларации и только будущее покажет, удалось ли Бараку Обаме и Дмитрию Медведеву действительно начать новый этап во взаимоотношениях двух стран. Рамочные соглашения общего порядка - это важный этап, однако дьявол, как известно, кроется в мелочах, а спорных вопросов накопилось немало. Впрочем, в отношениях между странами такого масштаба их должно быть много по определению. И даже попытки сближения вместо воинственных заявлений и обвинений стоят положительной оценки. Как минимум тройки. С плюсом.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше